Значение бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговую политику принято считать, как одно из лучших средств в области формирования эффективной налоговой системы страны. Это связано с тем, что именно она способна внести серьезные изменения в формирование государственных расходов, снизить их или сделать более продуктивными. Это является прямым влиянием на экономику страны и ее специфику.
Значение бюджетно-налоговой политики велико, так как именно она занимается управлением и формированием налоговой системы – одной из основных политик государства, без которой не возможно существование казны страны, то есть бюджета.
Основное назначение бюджетно-налоговой политики сводится к следующему, а именно:
- Выполнение финансовых обязательств государства перед народом и внутренними и внешними кредиторами и т.д.;
- Формирование и организация экономических отношений и операций внутри государства. В данном случае налоги помогают вести экономику страны, обеспечивая ее внешнюю и внутреннюю политику;
- Организация выполнения социальной политики страны. Государство обязано выполнять и исполнять социальные обязательства перед гражданами своей страны.
Бюджетно–налоговая политика представляет собой механизм взаимодействия между государством и всей экономической системой в целом. Модели данной политики направлены на стабилизацию и повышение эффективности в вопросах решения многих важных экономический и социальных проблем в управлении государством на внутреннем и внешнем уровне.
Классификация бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика распределяется на определенные виды, в зависимости от многих факторов и особенностей.
Так выделяют 2 вида ведения налогово-бюджетной политики.
Первый вид представляет собой ведение бюджетно-налоговой политики на основании осознанного вмешательства в экономические процессы страны. Данный вид бюджетно-налоговой политики еще называют дискреционным, основанным на такой же по названию модели, такая политика способна изменить основные показатели деятельности государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д. Влияние на эти показатели можно оказывать по средствам специально разработанных правительством мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение данных показателей. Если непрерывно внедрять новые мероприятия, то вполне можно повысить эффективность всей бюджетно-налоговой политики;
Второй способ ведения бюджетно-налоговой политики представляет собой политику в рамках естественной (автоматизированной) системы регулирования экономических отношений внутри страны. Данный вид основан на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом. С негативными тенденциями происходит все также.
Чаще всего в странах распространена дискреционная политика, то есть не автоматическое управление процессами экономики, а самостоятельное, так как это позволяет воздействовать именно на саму суть проблематичных моментов, а не на всю систему в целом, что дает более конкретные и эффективные результаты.
Дискреционную бюджетно-налоговую политику можно изменять, в зависимости от преследуемых целей и с помощью прямых и косвенных финансовых инструментов.
Так к прямым финансовым инструментам относят:
- Трансфертные платежи государства. Управление этими платежами может идти в унисон с задачами, преследуемыми государством на определенном этапе экономического развития, что поможет быстрее их решить и достичь цели;
- Изменение величины государственных закупок. Система управления в этой области также подвержена изменениям, что в целом может позволить изменить способы достижения поставленных целей. Где-то можно сократить объемы покупок, где-то поступить стоимостью, в результате это приведет к снижению государственных расходов, а, значит, увеличению дохода.
К косвенным инструментам можно отнести:
- Изменение в области налогообложения граждан страны. В этом отношении можно изменить структуру сбора налогов, их виды, ставки или уровень налоговой базы. Такие изменения могут влиять на наполняемость бюджета, делать его более достаточным или менее, опять - таки в зависимости от преследуемых целей;
- Проводение политики ускоренной амортизации, что даст быструю отдачу от основных средств в короткий промежуток времени, так как амортизация – это списание основного актива в течении определенного времени, если время сократить, то денежные средства станут поступать в бюджет быстрее.
Рестриктивная бюджетно-налоговая политика
Рестриктивная политика осуществляется в рамках реализации дискриционной политики государства в области бюджета и налоговой системы.
Рестриктивную политику называют еще сдерживающей, ибо в ее основе лежит политика, которая ограничивает расходы правительства, тем самым повышает доходность на конкретный период времени.
Основная цель такой политики – это борьба с инфляцией в стране, снижение ее показателей и восстановление естественных процессов экономического баланса.
Инструментами такой политики служат: уменьшение расходов государства за счет снижения затрат на покупки товаров и услуг; увеличение налоговых ставок, налоговой базы и т.д.; снижение производимых государством трансфертов.
Такая политика применяется государством в том случае, если экономика находится в упадке, то есть когда необходимо максимально быстро пополнить бюджет страны и восстановить денежный баланс.