Направления бюджетно-налоговой политики
На сегодняшний день бюджетно-налоговая политика имеет несколько основных направлений, а именно:
- Направление постоянного роста экономической стабильности в стране. В данном случае такую политику мало интересует проблемы, возникающие внутри экономической системы, так как смысл ее заключается в том, чтобы государство в своем экономическом развитии не стояло на месте, а постоянно развивалось, двигалось вперед, что и обеспечивает именно рост экономики и ее показателей;
- Направление влияния и формирования политики ценообразования . Государство может и должно регулировать политику цен, так как она напрямую связана с бюджетом государства и его пополнением;
- Направление, связанное с повышением эффективности участия экономических ресурсов в производстве.
Все направления бюджетно-налоговой политики напцелены на укрепление позиций экономики внутри своего государства и за его пределами. Данные направления помогают формировать эффективную среду развития налоговой системы и пополнения бюджета государства.
Проблемы бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика является важным элементом деятельности государства, так как способна формировать эффективную систему экономики на всех ее этапах реализации.
Бюджетно-налоговая политика обладает множеством различных инструментов воздействия на политику страны в целом, на благополучие ее народа и благосостояние всех сфер деятельности и отраслей хозяйствования.
Но для того чтобы реализовывать основные направления деятельности как налоговой системы, так и бюджетной, данная политика сталкивается с рядом проблем.
К основным проблемам бюджетно-налоговой политики относят:
- Большой промежуток времени, в течение которого, сначала принимаются решения об улучшении какой - либо деятельности или сферы деятельности, и началом реального осуществления этой деятельности. Так, например, в налоговой системе есть определенная проблема, для ее решения потребуется год, пока соберут нужную информацию о проблеме, обработают данные, разработают новую схему работы, внедрять ее во все налоговые учреждения. К моменту, когда мероприятия по решению проблемы вступят в силу, она может стать просто не актуальной (проблема);
- Система прогнозирования результатов по многим решениям не всегда эффективна. В основном это связано с тем, что прогноз по некоторым данным неточный, что искажает реальную ситуацию по вопросу или проблеме, когда все данные обработаны, но в исходных данных были неточности, это может привести к неэффективному решению проблему, а в иных случаях, даже усугубить ее;
- Длительный экономический упадок в стране приводит к затяжному проблемному периоду в бюджетно-налоговой политике, так как упадок означает накапливание долга у страны, который вернуть потом очень сложно. Один год с недостатком средств, потом второй, третий, через определенное время долг становится настолько большим, что выбраться из долговой ямы непросто. Именно поэтому государственный бюджет должен быть профицитным, а не дефицитным, так как в первом случае остаются неиспользованные средства (запас), кот который и позволит сгладить экономический упадок в стране;
- Проблема частных инвестиций. В связи с проблемой, вызванной экономическим упадком в стране, государство пытается покрыть свои расходы за счет населения, то есть брать у них взаймы. Для этого правительство начинает выпускать ценные бумаги в виде облигаций, акций, паев и т.д. Так как государственные ценные бумаги на фоне частных выглядят более безопасными, население начинает активно вкладывать свои деньги именно в государственные активы, что и вызывает отток капитала из частных инвестиционных секторов, что нарушает рыночный механизм капитализации.
Таким образом, существующие проблемы в бюджетно-налоговой политике серьезным образом отражаются на экономике и политике всей страны, они могут вызывать различные негативные последствия, например, рост инфляции или сокращение инвестиционных потоков, рост безработицы и т.д. Проблемы являются актуальными и слабо решаемыми, так как предотвратить их можно только с помощью мощного управленческого и аналитического аппарата, который никак не может сформироваться в нашей стране.
Инструменты бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика имеет сильное влияние на ход и развитие событий в области всей экономической деятельности государства. Основным инструментом воздействия бюджетно-налоговой политики на экономику являются, прежде всего, налоги.
Налоги – это обязательный сбор денежных средств с физического или юридического лица на определенные нужды и цели государства.
Налоги платят все граждане страны, с учетом их дохода и рода деятельности. Именно налоги являются инструментом, который способен быстро и продуктивно пополнить бюджет страны или, наоборот, снизить его наполняемость, если вдруг налогоплательщиков стало меньше.
К неосновным инструментам бюджетно-налоговой политики относят:
- Акцизы. Это также своеобразный сбор, который платят налогоплательщики, занимающиеся, например, продажей алкоголя, табака, нефти и т.д. Также итоговая оплата акциза ложится не только на продавца, но и на потребителя, который оплачивает товар;
- Лицензии и лицензирование. Данная процедура необходима в случае реализации определенной деятельности, которая требует лицензии, например, авиа перевозки или пассажирские перевозки, а также на изготовление лекарственных средств и т.д. Лицензирование это в большей степени платная процедура, поэтому желающий получить лицензию пополняет тем самым бюджет государства;
- Государственные гранты. Еще один инструмент воздействия на экономику страны с помощью получения дополнительного дохода. В грантах участвуют организации, которые способны выполнить тот или иной государственный заказ, предлагая за него минимальную сумму. Кто меньше предложит сумму, тот и является победителем гранта. Следовательно, государство зарабатывает на сэкономленных деньгах.
Таким образом, основным инструментом воздействия на экономику с помощью бюджетно-налоговой политики являются налоги и различные сборы (акцизы, лицензирование, гранты и т.д.).