Специфика бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика имеет сильное влияние на ход и развитие событий в области всей экономической деятельности государства. Основным инструментом воздействия бюджетно-налоговой политики на экономику являются, прежде всего, налоги.
Специфика бюджетно-налоговой политики заключается в реализации самой налоговой системы в стране, которая позволяет формировать бюджет. К специфическим направлениям такой политики относят:
- Уплата налогового сбора под названием «акциз». Это также своеобразный сбор, который платят налогоплательщики, занимающиеся, например, продажей алкоголя, табака, нефти и т.д. Также итоговая оплата акциза ложится не только на продавца, но и на потребителя, который оплачивает товар;
- Большинство видов предпринимательской деятельности должно лицензироваться. Данная процедура необходима в случае реализации определенной деятельности, которая требует лицензии, например, авиа перевозки или пассажирские перевозки, а также на изготовление лекарственных средств и т.д.;
- Государственная поддержка некоторых видов предпринимательской деятельности. Еще один инструмент воздействия на экономику страны с помощью получения дополнительного дохода - гранта. В грантах участвуют организации, которые способны выполнить тот или иной государственный заказ, предлагая за него минимальную сумму.
Основные понятия бюджетно-налоговой политики
Такие понятие как «бюджет» и «налоги» существуют уже очень давно, еще в древние времена простой народ пополнял бюджет с помощью дани или оброка. Бюджетная система во все времена существовала за счет сборов со своего народа, тем самым укрепляла в финансовом отношении государство.
Бюджетно-налоговая политика – это политика государства в отношении ведения доходно – расходных операций с целью пополнения бюджета, обеспечения культурной и социальной стабильности.
Налоговая система позволяет сформировать бюджет государства по нескольким основным направлениям, а именно:
- Обеспечение экономических процессов и операций внутри государства. В данном случае налоги помогают вести экономику страны, обеспечивая ее внешнюю и внутреннюю политику;
- Обеспечение выполнения социальных обязательств государства. В данном случае имеется ввиду организация и реализация социальной политики, и ее гарантия;
- Обеспечение финансовых обязательств государства перед народом и внутренними и внешними кредиторами и т.д.
Основными задачами бюджетно-налоговой политики являются:
- Сформировать грамотную налоговую систему и помощь в ее функционировании и обеспечении должных обязательств;
- Сформировать систему расходов государства в зависимости от его нужд и потребностей;
- Сформировать грамотный и бюджет страны с учетом меняющихся условий и тенденций на мировом и внутреннем рынке;
- Сформировать грамотную политику обеспечения занятости населения страны, с учетом статистических и реальных данных;
- Сформировать политику, способную снизить риск возникновения инфляции на рынке и т.д.
Бюджетно-налоговую политику принято считать одним из лучших средств в области формирования эффективной налоговой системы страны.
Это связано с тем, что именно она способна внести серьезные изменения в формирование государственных расходов, снизить их или сделать более продуктивными. Это является прямым влиянием на экономику страны и ее специфику.
Таким образом, бюджетно-налоговая политика способна изменить все экономические процессы внутри страны в лучшую сторону, делая ее более устойчивой и независимой, что в итоге приведет к положительным последствиям в области бюджетных и налоговых отношений.
Модели бюджетно-налоговой политики
В современной экономической системе существует несколько моделей бюджетно-налоговой политики.
Первая модель называется «дискреционная». Данная модель бюджетно-налоговой политики способна изменить такие основные показатели деятельности государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д. Влияние на эти показатели можно оказывать по средствам специально разработанных правительством мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение данных показателей. Если непрерывно внедрять новые мероприятия, то вполне можно повысить эффективность всей бюджетно-налоговой политики;
Вторая модель под названием «недискреционная». Данная модель основана на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом. С негативными тенденциями происходит все также.
Если говорить и первой модели бюджетно-налоговой политики, необходимо отметить, что в данном случае любое изменение влечет за собой сначала увеличение затрат правительства, а потом увеличение бюджета. Например, если правительство решило разработать мероприятия, направленные на снижение инфляции в стране, то сначала, необходимо понести расходы в рамках разработки и внедрения этих мероприятий в реальные условия. Но в дальнейшем, эти расходы окупятся, и бюджет страны пополниться.
При автоматической модели все расходы и доходы регулируются самостоятельно.
Таким образом, бюджетно–налоговая политика представляет собой механизм взаимодействия между государством и всей экономической системой в целом. Модели данной политики направлены на стабилизацию и повышение эффективности в вопросах решения многих важных экономический и социальных проблем в управлении государством на внутреннем и внешнем уровне.