Сущность бюджетно-налоговой политики
Изначально считалось, что финансовая или бюджетно-налоговая политика государства направлена на определение величины совокупного объема производства и пропорции его распределения между реальным и частным секторами экономики. Кроме того, она влияла на величину налогового бремени. После появления кейнсианской экономической школы, стало понятно, что бюджетная политика воздействует на краткосрочные макроэкономические показатели, а именно, динамику производства, занятость и колебание цен.
Бюджет страны представляет собой денежную совокупность, находящуюся в управлении государственного аппарата. Полнота бюджета важна для каждого индивида, так как она влияет на благосостояние. Баланс бюджета достигается равновесием его доходов и расходов. Бюджетные доходы обеспечивают нужды государства, а расходы направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в обществе.
Фискальная или налогово-бюджетная политика оказывают прямое воздействие на формирование государственной казны. Можно сказать, что сущность данного политического направления заключается в таком управлении финансами страны, которое позволит решать социальные и общественные задачи, стоящие перед правительством.
Основными направлениями фискальной политики являются - мобилизация и аккумуляция необходимого объема денежных средств в государственную казну, а так же распределение и рациональное применение финансов по выбранному назначению.
Цели политики в сфере управления бюджетом и налогообложением можно выделить следующие:
- обеспечение стабильности экономического роста;
- создание условий для повышения уровня занятости;
- управление или сдерживание инфляционных процессов в целях стабилизации цен.
Достижение поставленных целей реализуется через решение следующих задач:
- повышение собираемости налоговых отчислений;
- выполнение задолженностей по бюджетным обязательствам;
- управление бюджетным дефицитом;
- управление государственным долгом;
- обеспечение бюджета валютой и монетизацией;
- создание условий для роста внутреннего валового продукта;
- проведение мероприятий по сдерживанию безработицы;
- обеспечение надзора за соблюдением законодательства в данной сфере деятельности.
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
В зависимости от состояния экономической системы, а так же задач, стоящих перед правительством бюджетно-налоговую политику могут подразделять на два вида, а именно, на стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется в случаях, когда идет экономический спад, либо в хозяйственной деятельности страны наблюдаются кризисные события. Основной целью данного направления воздействия на экономическую систему является преодоление негативных тенденций в ней.
Воздействие оказывается на два макроэкономических показателя – совокупное предложение и совокупный спрос. Спрос стимулируется через увеличение объемов государственных закупок продукции и услуг. При этом стараются снизить налоговое бремя на объекты предпринимательства. Так у них освобождаются денежные средства, которые можно вновь вложить в воспроизводство или в другие сферы экономики. Кроме того, государство может увеличить объемы субсидий, если такое возможно из резервов бюджета. Стимуляция спроса автоматически воздействует на рост предложения. При повышении потребностей общества, производственный сектор стремится к производственному расширению и выпуску больших объемов продукции.
Другое направление фискальной политики называются сдерживающим. Оно необходимо в периоды, когда происходит перекредитование экономики. Государственные деньги вложены в экономический рост. Последующее увеличение вложений может вызвать негативные инфляционные события. Тогда со стороны правительства реализуются меры по сокращению государственных расходов и субсидий. При этом увеличивается налоговое бремя на реальный сектор и на население.
Таким образом, достигается сдерживание роста спроса и предложения, а значит оказывается воздействие на уровень инфляции.
Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика
Фискальная политика может подразделяться на дискреционную и недискреционную или автоматическую. Ее автоматизм достигается встроенным экономическим стабилизаторам. Дискреционное направление связано с искусственным управлением налогообложением и расходами государственного бюджета для того, чтобы воздействовать на объемы производства, инфляционные темпы и рост безработицы.
Под государственными расходами понимается увеличение числа государственных субсидий и закупок. Можно сказать, что государством проводится инвестиционная деятельность, только вложения производятся в собственную экономику. При этом формируется дефицит бюджета.
Такой подход реализуется в моменты спада или кризисов. Государство осознанно идет на увеличение расходов в целях стимуляции экономических процессов в хозяйственной системе страны.
Другим инструментом дискреционной политики является снижение налогового бремени при сохранении прежних объемов государственных расходов. Такой подход так же увеличивает совокупное воспроизводство, однако, в меньше степени, чем при увеличении расходов бюджета.
Дискреционная фискальная политика эффективно ликвидирует последствия циклических событий в экономике. Она применяется для стимулирования и для сдерживания повторяющихся процессов. Единственным минусом такого подхода является долгосрочность исполнения определенных государственных вложений.
Не дискреционная или автоматическая политика основана на действии стабилизаторов. То есть, в периоды экономического подъема и роста увеличивается объем доходов государственного бюджета. Растет спрос, предложение, увеличивается число хозяйствующих субъектов, способных выплачивать налоговые отчисления в пользу государственной казны. Регуляция налогообложения и трансфертных платежей происходит автоматически.
Примером трансфертных платежей может послужить пособие по безработице. В периоды, когда идет экономический спад и повышается уровень безработицы, данная выплата является стабилизаторов доходов индивида. Как только он устраивается на работу, выплаты прекращаются.