Уровни изучения человеческого капитала
При изучении человеческого капитала принято выделять уровни его формирования, к числу которых относятся:
- во-первых, микроуровень, характеризующий собой человеческий капитал в отношении отдельного индивида;
- во-вторых, мезоуровень, характеризующий собой человеческий капитал в отношении отдельной организации;
- в-третьих, макроуровень, характеризующий собой человеческий капитал в отношении общества в целом, национальной экономики.
В первом случае в зависимости от способностей, образования и состояния индивида различают следующие составляющие человеческого капитала:
- здоровья;
- культурно-нравственный;
- интеллектуальный;
- трудовой;
- предпринимательский.
Во втором случае человеческий капитал принято рассматривать в разрезе следующих аспектов:
- организационного;
- структурного;
- интеллектуального;
- профессионального.
В третьем случае человеческий капитал характеризуется посредством национальных интеллектуальных активов и национальных конкурентных преимуществ.
Таким образом, каждый уровень человеческого капитала отличается определенными особенностями, но в целом формируется одними и теми же ресурсами, просто в различном их сочетании.
Характеристика индивидуального уровня человеческого капитала
К числу основных элементов индивидуального человеческого капитала принято относить:
- совокупность знаний, выражающихся в целесообразной форме информации, используемой при осуществлении экономической деятельности с целью повышения ее эффективности;
- совокупность способностей, выражающихся в умении успешно осуществлять какую-либо деятельность. В отношении развития способностей выделяют следующие уровни развития: нулевой, характеризующийся отсутствием способностей, уровень частичного наличия способностей, уровень средних способностей, уровень таланта и уровень гения;
- наличие опыта или навыков действия, мастерства выполнения тех или иных трудовых операций;
- наличие культуры, то есть принципов и стереотипов поведения в рамках сложившихся в обществе правил, норм, морали и прочего;
- наличие мотивации, то есть направленности деятельности, ее интенсивности, удовлетворенности процессом и его результатами.
Различные ученые по-разному смотрят на содержание структуры индивидуального человеческого капитала. Его составляющие в соответствии с различными точками зрения включаются в себя следующие наименования:
- По И. В. Ильинскому: капиталы образования, культуры и здоровья.
- По Е. В. Ванкевичу: капиталы образования, информированности, профессиональной подготовки, физиологических характеристик, здоровья, профессиональной и географической мобильности; психологических характеристик, движущих потребностей, мотивации, ценностей.
- По Ю. Г. Быченко: капиталы: биологический, выражающийся посредством ценностного уровня физических способностей к выполнению трудовой деятельности, уровня здоровья индивида (индивидуальный биологический человеческий капитал делится на наследственный и благоприобретенный) и культурный.
Биологический капитал подвержен износу на протяжении всей жизни индивида, более того скорость износа ускоряется с возрастом. Культурный, представляет собой совокупность навыков, умений, знаний, образования и интеллекта, моральных принципов, уровня квалификации, используемых в процессе осуществления трудовой деятельности.
Согласно базовому подходу индивидуальный человеческий капитал включает в себя три составляющие:
- интеллектуальная (знания, умения, навыки, способности, интеллект, неотделимые от индивида);
- трудовая (способность человека к осуществлению трудовой деятельности, мотивация, осознание и принятие норм и правил трудовой деятельности);
- физиологическая (природное здоровье человека, биологическая сущность).
Характеристика человеческого капитала на уровне организации
Человеческий капитал есть вид реализация производительных способностей людей, представляющий собой долгосрочный производительный актив, характеризующийся свойствами накопления и неотделимости от носителя.
Фактически человеческий капитал обладает свойствами нематериального актива, однако в российском законодательстве имеется прямое указание на то, что он не включается в состав активов организации. Таким образом, говоря о человеческом капитале на мезоуровне, следует применять термин «скрытый» актив, поскольку он существует только на неформальном уровне.
Поскольку человеческий капитал прямо связан со своим носителем, то организация не может выступать в качестве его владельца, она лишь временно располагает им и может лишиться в любой момент любой его части даже при условии своего несогласия с таким решением (в силу требований трудового законодательства).
Характеристика человеческого капитала на макроуровне
Человеческий капитал в макроэкономическом понимании представляет собой совокупность навыков, знаний, умений и способностей, присущих людям и позволяющих им формировать социальное, личное и экономическое благосостояние.
Национальный или общественный человеческий капитал формируется за счет:
- образования;
- здравоохранения;
- знаний;
- культуры и искусства;
- воспитания;
- информационного обслуживания;
- предпринимательских способностей и климата;
- притока человеческого капитала из других стран;
- гражданского общества и экономической свободы;
- подготовки элиты;
- безопасности;
- науки;
- институционального обслуживания.
В общем виде национальный или общественный человеческий капитал – это производительный фактор экономического развития общества, характеризующийся интенсивностью, синтетическим и сложным характером и выражающийся в креативности, инновационности, накопленных знаниях, профессиональных навыках, качестве жизни и интеллектуальной деятельности.