Роль человеческого капитала в современной экономике
Экономика развитых стран, экономика будущего – это постиндустриальная экономика, акценты в которой смещены с производства продукта на «производство» знаний, на инновации, что требует привлечения в обслуживание экономики значительного числа работников, обладающих глубокими профессиональными познаниями, навыками и умениями.
Иначе говоря, эффективность деятельность предприятия, конкурентное положение его на рынке, как и конкурентное положение региона и государства, определяются сегодня уровнем развития человеческого капитала.
Теория человеческого капитала, получившая разработку в середине прошлого века, рассматривает человеческий капитал как совокупность профессиональных способностей и навыков, выступающих источником будущих доходов. Сегодня трактовка человеческого капитала охватывает не только профессиональные знания работников, но иные значимые для эффективной трудовой деятельности характеристики личности – здоровье, морально-нравственные характеристики, мотивация и др. Такой подход открывает больше факторов, воздействия на которые способно обеспечить прогрессивное развитие человеческого капитала.
Борьба работодателей (бизнес-структур, органов и учреждений публичной власти) за наиболее ценные интеллектуальные кадры стала тенденцией современной экономики.
Однако очевидна необходимость не только качественного поиска и отбора кадров, но формирование и развитие человеческого капитала – профессиональное обучение и развитие работников, их медицинское, страховое, пенсионное обеспечение, «включение» их в работу на результат, создание в сознании работников установки зависимости собственного финансового и социального статуса от эффективности деятельности предприятия. Необходимо предоставлять работнику информацию относительно возможностей его карьерного движения и развития, ориентировать на саморазвитие.
Драйверы развития человеческого капитала
Драйверами в экономике традиционно именуют определяющие факторы. В контексте человеческого капитала можно говорить о следующих драйверах развития:
- социально-экономическая и политическая обстановка;
- состояние рынка труда;
- профессиональное высшее и дополнительное образование, повышение квалификации;
- мотивация персонала;
- состояние здоровье, инструменты его поддержания;
- социальный статус и материальное положение работника;
- социальная и культурная среда;
- психологическое состояние.
Для того чтобы драйверы заработали, необходимо целенаправленное систематическое воздействие всех субъектов управления и инвестирования в человеческий капитал, а именно – индивида, предприятия, государства. Государство должно устанавливать гарантии трудовых прав, обеспечивать эффективность инструментов их защиты и ориентировать стороны трудовых отношений поиски коридоров социального партнерства. Кроме того, особую важность имеют инвестиции государства в образование граждан. К сожалению, сегодня оплата труда педагогов, научных работников в России, их социальная защищенность остаются невысокими.
Отношения работодателя и работника должны строятся на условиях социального партнерства, потому крайне важно развивать институты, позволяющие работникам отстаивать свои права – профсоюзы, комиссии по трудовым спорам и так далее.
Постоянные образовательные реформы, ведущие то к увеличению числа высших учебных заведений, то, напротив, к их сокращению, не способствуют развитию интеллектуального потенциала населения России. Остро стоит и проблема миграции высококвалифицированных специалистов в государства с более эффективными драйверами развития человеческого капитала. Развитые страны готовы предложить наиболее благоприятные условия жизнедеятельности, и это касается не только оплаты труда и так называемого социального пакета, речь идет и о стабильности экономической и политической обстановки, состоянии обеспечения и защиты прав личности и другом.
Внутренняя миграция отрицательно влияет на развитие человеческого капитала на местах: специалисты высокого уровня стремятся к трудоустройству в столице, а регионы и муниципальные образования теряют возможность развивать человеческий капитал, не имея материальной и организационной возможностей обеспечения действия необходимых драйверов.
Преодоление названных негативных тенденций возможно только путем четко направленного и общественного контролируемого инвестирования в образование, формирования благоприятной среды для малого и среднего бизнеса как более расположенного к риску и внедрению инноваций субъекту рынка, поддержки инновационных предприятий, утверждения понятной и стабильной системы пенсионного страхования и прочее.
При этом предприятия, как и население, должны быть заинтересованы в создании новой экономики, переходить от купли-продажи к высокотехнологичному производству на научной основе, предусматривать расходы на профессиональное обучение работников, сотрудничать с учебными заведениями через систему заказов, ориентированных на практику учебных программ. Инвестирование в человеческий капитал, в его развитие требует и достойной оплаты труда работников и предоставление им необходимых социальных гарантий. Развитые бизнес-структуры активно развивают собственные системы управления персоналом, используя разнообразные методы:
- материального и нематериального стимулирования работника;
- планирования совместно с работником его карьерного движения, в том числе посредством перманентного профессионального развития.
Работник также должен использовать названные драйверы для развития своего потенциала посредством самообразования, поддержания своего здоровья, воспитания психологической устойчивости, целеустремленности, коммуникабельности и ответственного отношения к своей трудовой деятельности.