Значение формирования человеческого потенциала
Информатизация общественной жизни и внедрение инноваций сегодня выступают ориентирами развития отечественной экономики. Авторитетные исследования демонстрируют подавляющее значение прироста интеллектуальных ресурсов в обеспечении роста национального дохода развитых государств. Социально-экономическое развитие государства и доходность конкретных предприятий, как и достойный уровень жизни отдельного гражданина, напрямую увязываются с интеллектуальными ресурсами.
При этом в современном обществе акцент смещается с процессов управления человеческим капиталом на процессы формирования, взращивания такого капитала. Общество и бизнес-структуры создают условия для интеллектуального роста рабочей силы, которая определяет сегодня конкурентное положение предприятия на рынке и состояние экономики страны в целом. Материальные ресурсы сегодня не способны работать так эффективно, как интеллектуальные.
Понятие формирования человеческого капитала
Создание человеческого капитала представляет собой процесс поиска, отбора, совершенствования и передачи профессиональных знаний, умений, навыков индивида, обеспечивающих эффективность и доходность деятельности предприятия и прогрессивное экономическое развитие, подверженное влиянию разнообразных факторов экономического, политического, внутриорганизационного характера.
Человеческий капитал невозможно сформировать без целенаправленного и перманентного инвестирования в него. Фактически человеческий капитал и составляют личностные и профессиональные характеристики индивида, созданные посредством систематических и направленных инвестиций. Этот капитал, неотделимый от своего субъекта, используемый им в целях эффективности собственной трудовой деятельности одномоментно используется и предприятием для повышения доходности, и государством – для обеспечения благосостояния общества. Форсируя рост производительности труда, человеческий капитал обеспечивает и рост дохода индивида и рост национального дохода.
Уровни формирования человеческого капитала
Процесс формирования человеческого капитала должен происходить на разных уровнях:
- на уровне государства (национальном);
- на региональном уровне;
- на уровне конкретной отрасли экономики, особенно в приоритетных для государственного развития отраслях;
- на уровне отдельного предприятия;
- на уровне индивида.
Государство, формируя отечественную систему образования, должно учитывать потребности общества в интеллектуальных ресурсах, оказывать поддержку учебным заведениям, готовящим специалистов в приоритетных с точки зрения прогрессивного развития экономики областях, поддерживать одаренных школьников и студентов, иными словами, инвестировать в образование и науку, а значит, в экономику и благосостояние общества. Кроме того, снижение налогового бремени и бюрократических барьеров для малого и среднего бизнеса позволило бы высвободить их собственные ресурсы для профессионального развития работников и внедрение инноваций.
Предприятия, в свою очередь, должны активно использовать инструменты современного менеджмента в области работы с персоналом – разрабатывать и внедрять системы отбора и оценки эффективности специалистов, организовывать управление карьерным движением, карьерное консультирование работников, в том числе подготовку, повышение квалификации и переквалификацию специалистов, стимулировать специалистов к активной творческой трудовой деятельности, самообразованию.
Интеллектуальный капитал не может формироваться без инвестиций: высокий профессиональный уровень работника требует и достойной оплаты труда, обеспечение медицинского обслуживания, материальных гарантий по завершении трудовой деятельности в связи с достижением пенсионного возраста и прочего.
При этом развитие интеллектуального капитала требует активного участника его носителя. Работник должен быть ориентирован на постоянное саморазвитие и самоорганизацию. Инвестиции в собственное образование – это один из надежнейших способов разместить средства. Однако необходимо развитие не только профессиональных навыков, умений, поиск и усвоение актуальных знаний, но и поддержание собственного здоровья, воспитание полезных в трудовой деятельности качеств инициативности, ответственности, креативности и другое. Развитая экономика сегодня требует создания системы, в которой индивид, предприятие, государство находятся во взаимной зависимости и связи:
- от эффективности деятельности индивида зависит прибыль предприятие и благосостояние экономики;
- от обеспечиваемого государством и предприятием условий жизни индивида, его семьи зависит эффективность его труда.
Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала
На формирование человеческого капитала оказывают влияние самые разнообразные внешние факторы, к числу которых относятся:
- уровень социально-экономического развития государства, региона, муниципального образования (общий уровень образования, профессиональной подготовки, здоровья, номинальных и реальных доходов населения и тому подобное);
- социально-демографическая обстановка в государстве, регионе, муниципальном образовании (половозрастная структура населения, уровень безработицы, продолжительность «трудового» периода жизни и другое);
- социально-нравственное состояние общества (господствующие в обществе моральные установки, социальные ориентиры и другое);
- производственная сфера экономики (состояние рынка труда, сложившиеся условия использования трудовых ресурсов и другое);
- правовое регулирование экономики и труда (установленные государством трудовые гарантии, степень допустимого вмешательства государства в сферу предпринимательства, предусмотренные налоги и сборы и прочее);
- состояние экологической среды (экологические условия в государстве, регионе, муниципальном образовании, наличие рекреационных ресурсов и так далее) и другое.