Устаревание – это процесс постепенного перехода изделия, продукта из работоспособного состояния в состояние, непригодное для его дальнейшего использования, под воздействие причин внешнего характера.
Сущность управления устареванием
Устаревание характерно для всех видов продуктов. Устаревают оборудование, инфраструктура, потребительские изделия длительного использования, расходные материалы, а также программные продукты.
Устаревания нельзя избежать, однако его последствия и вызванные им потенциальный затраты можно минимизировать благодаря заблаговременному и тщательному планированию.
Управление устареванием направлено на то, чтобы сократить вызванные устареванием затраты и прочие негативные вредные последствия на всем протяжении жизненного цикла продукции.
Устаревание может проявляться в следующем:
- продукция больше не удовлетворяет современным запросам и требованиям;
- продукция снята с производства по финансовым или иным соображениям.
С позиции пользователей устаревание продукция подразумевает сложности, связанные с покупкой запасных частей или нового экземпляра для замены находящегося в активной эксплуатации. Если конечные потребители продукта представлены неограниченным кругом лиц, то интересы производителя направлены на защиту имиджа собственной торговой марки и реализацию политики, согласно особенностям устаревания своего продукта.
В настоящее время можно говорить о расширении тенденции, связанной со значительным сокращением срока службы готовых изделий или разрабатываемых на заказ изделий (новое производственное оборудование и технологические процессы, определяемые их доступностью и срока, в течение которого поддерживается его эксплуатации). Расширенное применение технологически сложной продукции, для которой ожидается длительный жизненный цикл, повышает актуальность управления их устареванием на самых ранних этапах их создания. Кроме того, повышение требований в части экологических норм, влияет на возможности использования определенных материалов, что следует учитывать до начала производства нового продукта. Важность управления устареванием также выражается в достижении оптимального отношения стоимости жизненного цикла и степени эффективности продукта.
Реактивная стратегия управления устареванием
Реактивная стратегия в управлении устаревание подразумевает тактику не осуществления никаких действий, пока не появится явная потребность в них. Использование такой стратегии уместно тогда, когда сочетание стоимости, вероятности и последствий устаревания говорит о наличии некоторого риска, однако принимаемые управленческие решения, непосредственно не связанные с устареванием, имеют положительную эффективность.
Реактивная стратегия может быть выбрана в ряде случаев:
- недопустимо высокие планируемые затраты на управление устареванием;
- продукт приобретается для удовлетворения оперативной потребности клиента на ограниченный период времени, а его дальнейшая закупка не планируется;
- достаточно низкая вероятность устаревания продукции (в особенности это связано с низкотехнологичными продуктами);
- достаточная надежность продукта, возможность обеспечивать его поддержку на протяжении всего срока оказания сервисных услуг за счет запасных частей, доступных для покупки;
- гарантия поставщиком надежности его продукта.
Реализация этой стратегии не требует очень больших расходов, однако она может предполагать значительные побочные траты, обусловленные незапланированными коррективными действиями.
Опережающая стратегия управления устареванием
Опережающая стратегия управления устареванием не дает возможности полностью предотвращать устаревание продукции, но с возникновением устаревания, благодаря своевременно предпринятым коррективным действиям, можно ослабить его отрицательные последствия.
Опережающая стратегия может быть реализована за счет следующих направлений:
- Использование транспарентных технологий. Транспарентные технологии связаны с таким подходом к проектированию, в основе которого – использование стандартизованного интерфейса для обеспечения функциональной, параметрической и технической взаимозаменяемости отдельных модулей и компонентов, независимо применяемой технологии изготовления.
- Мониторинг процессов устаревания. При мониторинге устаревания отслеживаются процессы, материалы и комплектующие изделия, применяемые в конструкции продукта. В рамках мониторинга проводятся мероприятия по поиску альтернативных решений в ситуации, когда уже достигнуто устаревание. Такие мероприятия могут предполагать конструктивную переработку продукта или его отдельных частей, периодическую модернизацию продукта или закупку комплектующих на полный срок его службы.
- Проведение плановой модернизации системы. Заранее устанавливаются контрольные точки во время срока эксплуатации продукта, где его конструкцию будет необходимо доработать и привести в соответствие с меняющимися требованиями, а также заменить все устаревшие компоненты. Плановую систему модернизации необходимо предусматривать для электронных устройств в условиях стремительного обновления технологий, а также в случаях, когда закупка комплектующих на полный срок службы продукции невозможна в силу ее быстрого старения при хранении.
- Закупка комплектующих на срок службы продукции полностью. Так, заранее приобретается такое количества комплектующих элементов, которое необходимо для эффективной эксплуатации продукции назначенный период времени. Закупка комплектующих на полный срок службы продукта применяется когда известен примерный срок устаревания, а также при закупке оборудования, которое предназначено для удовлетворения неотложной потребности пользователя. Закупка комплектующих на весь срок службы позволяет трудностей, вызванных предстоящей модернизацией определенных компонентов изделия или обусловленных обновлением производства производителя комплектующих изделий.