Понятие и функции власти
Политическая власть представлена способностью и волей соответствующих классов, групп, индивидов к претворению в жизнь своей политической линии в согласии со своими интересами.
Если рассматривать экономическую власть, то она представлена способностью к реализации своих прав на собственность и прав по распоряжению собственностью в своих целях и целях всего общества.
Основные функции экономической власти заключаются в господстве, руководстве, организации и управлении, контроле.
Также власть разделена на: общественную, государственную и негосударственную власть.
Общественная власть закреплена за общественными организациями, которые представлены органами-представителями народа.
Государственная власть имеет отношение к правящим классам, слоям, группам, она может монопольно принуждать посредством специального аппарата любого члена общества к исполнению соответствующих обязанностей.
Пример негосударственной власти можно представить в виде власти теневых структур, которая проявляется тогда, когда власть государства не способна справляться с собственными функциями.
В системе отношений власти экономический тип власти имеет то меньшее, то большее значение, чем политический тип власти. Каждая из них может стремиться к расширению сферы своего влияния за счет другого типа. При этом ни один из типов не способен поглощать другой, поскольку они нужны друг другу и зависят друг от друга.
В этой системе экономические ресурсы до определенной степени превращаются в средства политической борьбы. При отсутствии равенства граждан в сфере экономических ресурсов, в большинстве случаев неравными становятся и политические возможности. Понятие экономического неравенства заключается в неравенстве в доходах и богатстве, а также в статусе и квалификации, контроле информации, осведомленности и др.
Экономическое неравенство порождается экономической властью, поэтому у людей есть желание в перераспределении ресурсов в качестве источника экономической активности.
Для того чтобы реализовать экономически активное поведение необходимо обладать соответствующей степенью свободы.
Экономическая свобода
Свободу можно представить в виде самостоятельности при принятии решений. Итогом проявления свободы является созидание и творчество, а итогом проявления воли является хаос и разрушение.
Основной составляющей экономической свободы, по мнению Замошкина Ю.А., является «прайвеси». Она представлена определенной сферой экономической жизни, в которую не могут вмешиваться другие субъекты экономических отношений.
Данную автономию и свободу индивида можно определить четырьмя сферами:
- внутренней духовной жизнью;
- непосредственным межличностным общением;
- личным и семейным потреблением;
- имущественными отношениями.
По мнению ученного, «прайвеси» заключается в признании человеческого суверенитета в области мыслей и чувств людей, защите тайн его межличностного общения, самостоятельных решений в области количества и качества потребляемых товаров, времени и места работы, распоряжения своим имуществом и собственностью.
Ответственностью может обладать лишь собственник, при этом недопустимыми являются перекосы по отношению к формированию сверх ценного отношения к категории собственность.
Категория собственность не может быть универсальной при оценке достижений личности по нескольким причинам:
- Экономическая дифференциация собственности, неравенство.
- Возможность приоритета собственности лишь при наличии определенных гарантий минимума благосостояния для людей, не способных распорядиться собственностью с высокой эффективностью (в противном случае это вызывает агрессивное поведение и зависть по отношению к тем, кто умеет это);
- Любое общество включает определенный культурный слой, который предпочтет духовное богатство материальным средствам.
Свобода и власть
Экономическая власть может выражаться в форме принуждения, стимулирования.
При этом налоговые платежи в идеале должны быть восприняты в качестве стимулирования, а вопрос распределения налоговых поступлений в качестве общественных благ, которые невозможно предоставить в индивидуальном порядке.
Существует несколько проявлений при прямом экономическом принуждении, которое чаще всего выражается в лишении привычных льгот и гарантий.
Скрытое экономическое принуждение может выражаться:
- В несоответствии заработной платы и трудового вклада в бюджетную сферу, сферу образования;
- В завышенной цене на продукцию и услуги;
- В рекламе агрессивного характера.
Данные формы можно рассмотреть в качестве косвенных мер стимулирования, которые способны вызвать экономическую активность. Поскольку любая форма вынуждения является не эффективной, а способна только поддержать первичную поисковую активность общества.
Экономическое стимулирование можно представить в виде создания благоприятных условий в сфере предпринимательской активности через соответствующие формы поддержки, включая правовую, организационно-административную, экономическую, информационную, социально-психологическую. Также сюда можно включить аспект формирования доверия людей к эффективному и добропорядочному предпринимательству.
По мнению ученого Дейнека О. С. сильная власть и широкая экономическая свобода являются совместимыми. При этом, если власть сильна, но не жесткого, а гибкого характера, с высокой мудростью и компетенцией, то это способствует проявлению свободы, а безответственности и воли. Это способно поддержать баланс в сфере контроля и доверия в отношении к субъектам хозяйства.
Можно выделить различия по отношению к государственной хозяйственной роли в разных государствах. Например, Великобритания и США характеризуются сильными антигосударственными настроениями по отношению к правительству и к государству как к силам, которые противостоят личности и представляют собой угрозу индивидуальной свободе.
Для государств, в которых больше развито римское право (примером может быть любя страна Западной Европы), напротив, признается важность государства, его позитивная и доминирующая роль.
В нашей стране население ждет от экономической власти, что она обеспечит контроль и безопасность, которые и являются ее обязательными функциями.