Характеристики экономики Франции
В настоящее время Франция считается одним из самых успешных европейских государств, которое находится в середине цикла: переход от зажиточной современной экономики к той, где полагается большее количество механизмов и действий в реализации рынка. Зажиточная экономика Франции характеризуется наличием очень большой доли государственной собственности и вмешательства в жизнь граждан.
Правительство при этом частично или полностью приватизировало наиболее крупные промышленные и страховые компании, а банки уступили доли в таких ведущих организациях и корпорациях, как:
- Air France – главная национальная авиационная компания Франции, которая в своем штате насчитывает более 70 тысяч сотрудников;
- France Telecom – крупнейшая телекоммуникационная компания на территории Франции;
- Рено – французская автомобилестроительная корпорация. Автомобили марки «Рено» поставляются в более чем 200 стран мира;
- Thales – международная промышленная компания, которая занимается выпуском информационных систем для авиакосмического, военного и морского применения.
При этом стоит отметить, что государство по-прежнему сохраняет очень значительное присутствие в некоторых отраслях. Особую роль оно играет в секторе энергетики, общественного транспорта, и в некоторых областях оборонной промышленности.
Таким образом, Франция сегодня – это наиболее посещаемая страна в мире, имеет особую популярность у туристов из-за своей культуры, особой атмосферы и достопримечательностей (Эйфелева Башня, Елисейские поля, уникальная многовековая архитектура и утонченность вкуса). Более 75 миллионов туристов посещают Францию ежегодно, чем поддерживают третий по величине доход в мире от туристической сферы.
Что касается государственной политики властей в отношении экономической сферы, то лидеры Франции по-прежнему поддерживают капитализм. При этом они активно поддерживают социальную сферу посредством принятия законов о налоговой политике, а также о контроле за социальными расходами. Постепенно они уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и общее благосостояние жителей Франции.
Отметим, что Франция – одна из немногих стран, кто выдержал экономический кризис 2008 года, причем сделала это гораздо лучше, чем многие другие страны, сохранив свою стабильность и не испортив качество жизни своих граждан. Это обусловлено относительной устойчивостью внутренних потребительских расходов, высоким уровнем участников общественного сектора (сфера услуг). К тому же, Франция в меньшей степени зависит от падения спроса на экспорт, чем во многих других странах Европейского Союза.
Ключевые сектора экономики Франции
Одна из ключевых и, по сути, традиционных особенностей французской экономической системы – это большая доля государственного сектора. Особенно это связано со стратегически важными областями страны:
- С нефтегазовой промышленностью;
- С транспортной системой, которая охватывает всю страну и обеспечивает транспортировку граждан и товаров, как в пределах страны, так и за ее фактическими государственными границами.
Существует специальное планирование властей в отношении экономической сферы, но оно не носит нормативный характер, поскольку в основном обладает индикативным характером. Это проявляется в том, что намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий, а лишь для государственных. Также в их сферу компетенций не входят общественные и добровольные объединения.
Очень велика доля в экономической системе иностранного капитала. Исследования показали, что недвижимость в этом плане присутствует в размере до 20%, промышленность до 40%, также торговля – 20% и сфера услуг – практически 9%. На предприятиях, где в наличии иностранный капитал, работают более чем 20% трудящихся от общей доли трудоспособного и экономически активного населения. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и иных областях, где на первое место выходят передовые технологии. Доля составляет более 50%].
Франция обладает самой развитой среди всех европейских стран сетью железных дорог. С 1981 года большая часть городов, даже относительно отдаленных друг от друга, связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей. Такая же ветка проложена в тоннеле под знаменитым проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения – также одна из самых высоких в мире. Примерно 30% от всего уровня ВВП расходуется на социальные нужды населения. В период с 1998 по 2008 годы была официально установлена 35-часовая рабочая неделя, которая признана самой короткой во всей Европе. Но в 2008 году было принято решение отменить ее, и теперь любой работник имеет право заключить индивидуальные соглашения с профессиональными союзами и определить количество своих рабочих часов в статусе «сверхурочно».
Во Франции есть много рудников, где ведется активная добыча железной руды и бокситов, угля и калийных солей. На горных реках построены гидроэлектростанции. Что касается машиностроительных заводов, то на них достаточно умелыми руками создаются автомобили и локомотивы, которые пользуются популярностью далеко за пределами Франции. Также стоит отметить, что Франция – это морская страна. У ее северных границ волны вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы, около которых уже давно образовались порты. Это также привлекает туристов, о чем мы упомянули ранее.
Очень активную роль в экономике Франции играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприниматели очень подвижны. Практически 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года с начала своего существования, но на их месте тут же возникают новые. Основное препятствие для долгосрочного существования таких фирм – недостаток накоплений первоначального и оборотного капитала, что ведет к недальновидности начинающих предпринимателей и их последующему разочарованию от неудач.