Понятие спроса в экономике
Наиболее простым и лаконичным подходом к определению спроса в экономике выступает его отождествление с платежеспособной потребностью. Иначе говоря, спрос представляет собой форму выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными ценностями.
В экономике спрос служит рыночным выражением потребности, представляющим собой как само желание приобрести определённые экономические блага, так и реальную возможность к их покупке. Помимо самого понятия «спрос» в микроэкономике, описывая его сущность, также выделяются такие понятия, как цена спроса и величина спроса.
Под ценой спроса следует понимать максимальную цену, которую покупатели могут и готовы заплатить в целях приобретения определенного количества экономических благ.
Величина спроса представляет собой конкретное количество экономических благ, которое покупатели готовы приобрести по определённой цене. Иначе ее называют объемом спроса.
Спрос, его характер, величина и структура определяются множеством факторов. Наиболее важными из них выступают уровень цен и уровень доходов, то есть платежные возможности потенциальных потребителей.
Уровень рыночных цен на продукцию и величина спроса имеют обратную зависимость. Свое отражение она находит в известном всем законе спроса. Согласно данному закону, чем ниже уровень отпускных цен на продукцию, тем выше спрос и наоборот, при росте рыночных цен количество покупателей, желающих и способных приобрести данный товар по новым ценам сокращается. Свое отражение данный закон находит в кривой спроса (рисунок 1).
Рисунок 1. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кривая спроса отражает зависимость между ценой на товар и спросом на нее. На вертикальной оси «Р» отражается уровень отпускных цен, на горизонтальной оси «Q» - величина спроса. Точки, расположенные на кривой спроса «D» показывают, какие количества экономических благ в течение определенного периода времени могли бы приобрести покупатели при условии соблюдения определенного уровня рыночных цен.
Из данной зависимости, отражающей закон спроса, вытекает два основных следствия:
- потребители подвержены действию принципа убывающей предельной полезности;
- на потребительский выбор оказывают влияние дав эффекта – эффект дохода и эффект замещения.
Принцип убывающей предельной полезности предполагает, что каждая последующая единица приобретаемого покупателем блага приносит ему все меньшую степень удовлетворения. Следовательно, потребители с большей вероятностью будут приобретать дополнительные единицы товара в том случае, если цена на него будет снижаться.
Эффект дохода сводится к следующему: в случае снижения отпускных цен на товар реальные доходы показателей при прочих равных условиях становятся больше даже при неизменном номинальном доходе. Это, в свою очередь, позволяет покупателям увеличивать объём потребления.
Согласно эффекту замещения снижение стоимости товара ведет к его удешевлению относительно других экономических благ, представленных на рынке. В результате он начинает использоваться в качестве товара-заменителя аналогичных благ.
Тем не менее, и эти закономерности имеют свои исключения. Их наиболее яркими примерами выступают эффекты Веблена (для товаров престижного спроса) и Гиффена (для товаров низшего качества).
Так или иначе, спрос, особенно потребительский, в значительной степени определяется нуждами, возможностями и поведением самих покупателей.
Потребительское поведение
В экономике под потребительским поведением следует понимать процесс формирования потребительского спроса на различные экономические блага. Как правило, подобный процесс происходит под влиянием предпочтений покупателей и их доходов. Существенное влияние на спрос оказывают отпускные цен на товары и услуги.
Помимо этого, потребительское поведение определяется рядом дополнительных факторов, основными из которых считаются:
- психологические факторы (восприятия, убеждение, мотивация);
- личностные факторы (пол, возраст, образ жизни);
- социальные факторы (мнение семьи, друзей, коллег);
- культурные факторы (ценности и стереотипы, оказывающие влияния на выбор).
Помимо этого потребительское поведение может определяться внешними факторами и ожиданиями покупателей в отношении будущего. Так или иначе, потребительские предпочтения довольно капризны и изменчивы. Определяются они всегда множеством субъективных факторов, таких как подражание, демонстративное потребление, срочность и рациональность потребления.
Основополагающим фактором потребительского выбора выступает полезность того или иного экономического блага (товара или услуги), означающего его способность к удовлетворению определённых потребностей человека.
Потребители, предъявляя спрос на товары и услуги, всегда стремятся к извлечению от их приобретения наибольшей для себя выгоды. Иначе говоря, они стремятся максимизировать полезность приобретаемых ими экономических благ. Несмотря на то, что полезность – характеристика индивидуальная, она всегда имеет предельную величину.
Когда потребности человека в определенном экономическом благе насыщаются, он начинает чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной единицы продукта. Дополнительная полезность, извлекаемая потребителем из одной дополнительной единицы продукта, называется предельной полезностью.
Предельная полезность основана на приращении суммарного потребительского эффекта от определённого блага, которое достигается за счет потребления каждой дополнительной его единицы. Она подчинена закону убывания, согласно которому с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.
В экономике потребительское поведение объясняется при помощи двух основных методов – построение кривых безразличия и построению бюджетных линий.
Кривые безразличия представляют собой график, отражающий различные комбинации двух экономических благ, одинаково полезных для потребителя. С его помощью определяется полезность, которую теряет потребитель в случае отказа от какого-либо количества одного продукта, компенсируя его пользой от дополнительного количества другого продукта.
Бюджетные линии отражают различные комбинации двух экономических благ, которые потребитель может приобрести при фиксированной величине денежного дохода. С их помощью определяются доступные потребителю комбинации товаров при определённом уровне его доходов.