Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности потребительского поведения при нефункциональном спросе

Определение 1

Нефункциональный спрос – это спрос, изменения которого обусловлены воздействием несвязанных с конкретным благом факторов, не влияющих на его качество.

Нефункциональный спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Нефункциональный спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данный спрос опирается на психологические аспекты потребительского выбора, которые приводят к нерациональности поведения потребителей в конкретных ситуациях.

Факторы формирования нефункционального спроса

Формирование нефункционального спроса происходит под воздействием внешних факторов на полезность товаров и услуг, которая извлекается при их приобретении потребителями. При этом, она растет или снижается, исходя из потребления товаров или услуг конкретного типа другими потребителями или в зависимости от того, реализуется ли товар по более высоким ценам, чем другие.

Формирование нефункционального спроса обусловлено рядом факторов его формирования, основной из них - социальный фактор. Он связан с отношением покупателей к товару. Приобретение товаров не всегда связано с их полезными свойствами. Здесь имеют значение престиж товара или услуги, мода, желание выделиться или, напротив, следование большинству. Кто-то желает утвердиться в обществе и получить одобрение, подтверждение видения остальными своего социального статуса, что приводит к приобретению только престижных товаров.

Социальный фактор формирования спроса данного типа включает в свой состав следующие эффекты:

«Особенности потребительского поведения при нефункциональном спросе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Эффект присоединения к большинству. Он проявляется в совершении потребительского выбора при желании не выделяться из толпы, быть как все. Именно через эффект присоединения к большинству и объясняются разные веяния моды, когда люди приобретают вещи, совершенно ненужные, но покупаемые всеми, потому что это модно. Он связан с психологическими параметрами конкретного индивида, проявляющимися в желании быть как все, не выделяться, не остаться в одиночестве, не потерять признание и доверие других.

    Эффект присоединения к большинству. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Эффект присоединения к большинству. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Эффект сноба. Он связан с желанием выделиться из толпы и проявить свою индивидуальность, что приводит к нерациональному потребительскому поведению. Спрос отдельного потребителя изменяется под воздействием спроса других потребителей. В этом случае кривая спроса теряет свою эластичность. Потребитель не покупает товары, которые приобретают остальные потребители.

    Эффект сноба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 3. Эффект сноба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Эффект Веблена. Он проявляется в том, что потребители делают свой выбор в пользу приобретения конкретных товаров или услуг в опоре на стремление самоутвердиться, получить одобрение, произвести впечатление на других. В этом случае, цены на товары формируются путем присоединения к их реальной стоимости платы за престижность. Престижность товаров подтверждается не только их высокой ценой, но и признаем их в обществе, отнесением общества конкретных товаров к категории престижных, элитных. Не всякий товар, который имеет высокую цену может быть отнесен к престижным. Графически, данный эффект может быть представлен в следующем виде:

    Эффект Веблена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 4. Эффект Веблена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наблюдается обратная зависимость между ценой и величиной спроса, которая сохраняется в течение определенного временного промежутка при смещении кривой спроса под воздействием эффекта вправо, поскольку потребитель смотрим на товар с позиции его престижности: товар с низкой ценой (P1 непрестижный) и с высокой ценой (P2 престижный). Они являются различными и имеют разный спрос на них - d(P1) и d(P2).

Спекулятивный спрос связан с ожидаемым уровнем инфляции. Инфляционные ожидания потребителей мотивируют к дополнительному потреблению товаров и услуг. Ожидаемый рост цен приводит к росту текущего потребления в ущерб будущему.

Нерациональный спрос формируется в конкретной ситуации и является проявлением текущих желаний. Это может быть внезапная прихоть, перепады настроения, эмоциональный всплески потребителей, которые приводят к совершению необдуманных потребительских трат.

Эффекты X. Лейбенстайна, влияющие на потребительский спрос

Формирование нефункционального потребительского спроса может быть обусловлено еще рядом эффектов, которые были проанализированы и обоснованы Х. Лейбенстайном. К таким эффектам относятся:

  1. Сетевые эффекты. Суть этих эффектов заключается в том, что существуют такие товары и услуги, польза от потребления которых растет вместе с ростом потребителей таких товаров и услуг. Когда количество граждан, пользующихся товарами определенного типа растет, то и возрастает полезный эффект от них. В случаях нефункционального спроса может существовать ситуация роста спроса на конкретные товары при минимизации их использования. Это, как бы, повышает уникальность имеющегося продукта и обеспечивает получение иных выгод потребителю. Приобретая сетевой товар, потребитель, при небольшом количестве обладателей этого товара, очевидно, будет готов платить более высокую цену за приобретение такого товара в ожидании будущего роста потребления данного продукта. Графически это можно отобразить так:

    Сетевые эффекты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 5. Сетевые эффекты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Потребление клубных благ. Такие блага связаны с совместным потреблением рядом индивидов с соблюдением определенных стандартов этого потребления. Примерами клубных благ являются бассейны, спортивные площадки, библиотеки и т.д. Формирование индивидуального спроса на клубные блага происходит, как и в случае с сетевыми эффектами, под воздействием количества других потребителей этого блага. По мере использования данных благ небольшим количеством потребителей наблюдается готовность их приобретения по более высокой цене. При этом ожидается рост их потребления другими в ближайшей перспективе. Когда же, потребителей становится слишком много, то спрос падает, независимо от падения цены.

  3. Эффект цены как показателя качества товара. Он связан с отсутствием полноценной и достоверной информации о качестве и свойствах конкретных товаров или услуг. Оценка товаров и эффектов от его использования реализуется в опоре на его ценовые характеристики. Потребители предполагают, что приобретение товара по более высокой цене является менее рискованным и более эффективным. Поэтому спрос растет при увеличении цен на товары данного типа и снижается по мере снижения цен на них.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot