Понятие налогообложения
Налогообложение – это процедура изъятия части имущества на безвозмездной основе в пользу государства.
Система налогообложения сформировалась еще в древнее время, когда часть имущества жителей территории изымалась с целью обеспечения жизнеобеспечения власти, а также для организации обороны. Долгое время налог был натуральным, то есть выплачивался в виде передачи части продукции, полученной индивидом. Сейчас система налогообложения действует на основе негласной договоренности между субъектами власти и подчинения. Государство получает доход, который использует для поддержания своей работы, а также решения социально-экономических проблем.
Индивиды и предприниматели, выплачивающие налоги в пользу государства, рассчитывают на получение бесплатного доступа к медицине, образованию, а также на защиту их здоровья и жизни. Государство с помощью налоговых поступлений регулирует экономику, создавая условия для ее стабилизации, развития и роста. Власть не имеет права организовывать коммерческую деятельность с целью получения прибыли. Единственным источником ее существования является фискальная система страны.
Организация налогообложения предполагает соблюдение следующих принципов:
- Уплата налогов является обязательством.
- Справедливость распределения налоговой нагрузки.
- Правила уплаты должны быть понятны и определены для всех категорий плательщиков.
- Издержки на организацию налогообложения не должны превышать 7% от общей суммы поступлений.
- Налоги должны быть пропорциональны действующему показателю ВВП.
- В случае форс-мажорных обстоятельств налоговая система должна быстро перестраиваться с учетом новых потребностей.
- Оптимальность источников поступления и объектов налогообложения.
- Налоговое право едино для всех субъектов хозяйствования.
- Система взимания налогов должна быть удобной и простой.
Регулирование отношений, возникающих в процессе налогообложения, осуществляется фискальной политикой государства. Источниками управления являются правовые акты, к которым относятся конституция, кодексы, другие нормативно-правовые акты.
Информационные системы в государственном регулировании
Качество работы властных органов на всех уровнях напрямую зависит от оперативности их информационно-аналитической работы. На сегодняшний день автоматизация процессов с помощью программного обеспечения и высоких технологий стала неотъемлемой частью жизни общества. Информационные системы широко применяются в различных сферах, в том числе в государственном управлении. К целям применения информационных систем для властных органов можно отнести:
- Повышение эффективности законотворческой деятельности.
- Принятие взвешенных решений в области стратегического планирования.
- Формирование информационных фондов.
- Рост управляемости властного аппарата.
Информационная система выполняет функции обеспечения необходимыми данными ответственных лиц, создает условия быстрого обмена информацией, поддерживает процесс формирования и обработки законопроектов, внесения в них поправок. Кроме того, информатизация государственного управления способствует процессу принятия коллективных решений, обеспечивает документооборот, редакционно-издательскую деятельность.
Принципами построения информационных систем для реализации властных полномочий можно назвать открытость, простоту управления, модульность, защищенность. Соблюдение этих принципов необходимо для обеспечения защиты передачи данных, а также сохранения качества информации. Действующая система в России имеет четыре уровня.
- Высший уровень содержит информацию для принятия решений в масштабах государства.
- Аналитический уровень необходим для информационно-технологического обеспечения решений.
- Федеральный уровень подразумевает сбор и доставку информации для руководителей субъектов федерации, а также министерств, администраций и иных уполномоченных органов соответствующего уровня.
- Региональный уровень обеспечивает сбор и обработку информации о состоянии государственных и некоммерческих организаций для вынесения решений на местном уровне власти.
Современные информационные системы в области налогообложения
Система налогообложения представляет собой иерархическую государственную структуру, обеспечивающую взаимодействие налогоплательщиков и государства. Долгое время уплата налогов, особенно для коммерческих предприятий была осложнена необходимостью личного посещения ответственных органов. Поступающая информация обрабатывалась вручную, что повышало вероятность возникновения ошибок. Большинство процедур не было регламентировано, а внедрение информационных систем ограничивалось обеспечением рабочего места персональными компьютерами.
Внедрение информационных систем, способных объединить муниципальные, региональные и федеральные органы системы налогообложения предполагало использование различных по составу технических средств и программ. В систему вносились изменения согласно потребностям уровня власти. Кроме того, потребовалась замена оборудования на более продуктивное и простое в обращении.
Информатизация налогообложения потребовала автоматизации всех функций для учета налогоплательщиков, обеспечения информационного взаимодействия между структурными подразделениями. Ее внедрение привело к высвобождению трудовых ресурсов, повышению трудовой производительности, а также повышению оперативности и точности учета, аналитической работы и прогнозирования будущих поступлений.
Внедрение высоких технологий в систему налогообложения было нацелено на уменьшение численности сотрудников, сосредоточение на той области деятельности, которая подразумевает контакт с налогоплательщиком. Так же информационные системы позволили устранить влияние форс-мажорных ситуаций на работу налоговых органов, повысить качество надзорной работы. Теперь появилась возможность удаленного формирования отчетности с помощью специализированного программного обеспечения. Информатизация позволила сформировать подробные инструкции по заполнению отчетности, срокам ее предоставления и так далее. Информационные ресурсы были интегрированы в ужей действующую систему налогообложения для того, чтобы адаптировать ее под потребности времени, а также упростить и оптимизировать взаимодействие между властными органами и налогоплательщиками.