Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, занимающееся предоставлением государственных или муниципальных услуг, выполнением государственных или муниципальных функций для реализации предусматриваемых в законодательстве РФ полномочий органов власти или местного самоуправления.
Принципы финансирования казенных учреждений
Основной метод ведения хозяйства казенным учреждением – это сметное финансирование операций, относимых к сектору государственного управления.
Ключевым признаком казенного учреждения можно назвать некоммерческий характер его деятельности, поскольку казенное учреждение безвозмездно предоставляет услуги, финансируемые за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Как у получателя бюджетных средств, у казенного учреждения в Российской Федерации есть следующие бюджетные полномочия:
- Составление и исполнение бюджетной сметы.
- Утверждение и (или) исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенного лимита.
- Обеспечение результативности, целевого характера управления предоставленными ему бюджетными ассигнованиями.
- Внесение предложений главным распорядителям бюджетных средств в части изменения бюджетной росписи.
- Ведение бюджетного учета, а также формирование и представление установленной бюджетной отчетности получателя бюджетных средств соответствующим главным распорядителям бюджетных средств.
Современная практика и проблемы финансирования казенных учреждений
В настоящее время казенное учреждение - это единственное государственное учреждение, которое сохраняет статус участника бюджетного процесса. Финансирование казенных учреждений осуществляется «сверху» через соответствующее распределение ресурсов бюджета, а не посредством «зарабатывания» у потребителей. Согласно этому, для финансового положения казенных учреждений, состояния их расчетов с кредиторами или дебиторами характерна зависимость не столько от качества и количества услуг, а лишь от своевременного и полного выделения средств из бюджета.
Для казенных учреждений характерна гораздо более тесная связь и взаимодействие с общественными финансами, чем для всех других звеньев финансовой системы, так как при любом изменении бюджета в первую очередь страдают финансы казенного учреждения, а из-за недополучения средств происходит недофинансирование его расходов.
Казенные учреждения используют казначейскую систему исполнения бюджета. Финансирование казенных учреждений находится под жестким контролем, включая экономное и рациональное расходование выделенных ассигнований из бюджета. Расходование бюджетных средств казенными учреждениями осуществляется исключительно, исходя из целевого назначения по бюджетной смете, что подразумевает строгое соблюдение дисциплины финансового учета. Объем ассигнований, отраженный в смете в разрезе каждой статьи расходов, является предельно допустимым. Если расходы, принятые казенным учреждением, превышают те показатели, которые указаны в согласованной смете на отчетный период, подобное использование средств бюджета считается нецелевым. При этом подобные ошибки» могут наказываться определенными санкциями. Согласно Кодексу об административных правонарушения при использовании бюджетных средств на те цели, которые не соответствуют условиям их получения, при отсутствии в таком действии уголовно наказуемого деяния, возможно наложение административных штрафов на должностных лиц или юридических лиц в размере, установленном действующим законодательством.
Перспективные задачи финансирования казенных учреждений
Форма организации казенного учреждения, функционирующего как промежуточное звено между государственным бюджетным учреждением и государственным унитарным предприятием, подразумевает наличие в организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета казенного предприятия определенных особенностей, недостаточно полно прописанных в действующих нормативных документах.
Перспективные задачи развития финансового обеспечения российских казенных учреждений:
- Обеспечить соответствие деятельности всех казенных учреждений стратегическим приоритетам и целям развития субъектов РФ, а также современным запросам потребителей муниципальных и государственных услуг.
- Укрепить связи между количеством распределяемых казенным учреждениям бюджетных средств и соответствующими результатами и показателями их деятельности.
- Повысить обоснованность и прозрачность расчета объема бюджетных средств, которые направляются на содержание казенного учреждения.
- Обеспечить открытость информации и данных относительно деятельности всех казенных учреждений.
С учетом сложившегося в России опыта сметного финансирования можно выделить основные направления, которые позволили бы совершенствовать механизмы финансового обеспечения казенных учреждений:
- в механизме финансового обеспечения должны содержаться инструменты мотивирования казенного учреждения к реализации эффективности деятельности, использованию лучших практик управления финансами;
- механизмы сметного финансирования должны быть интегрированы с государственными (муниципальными) заданиями на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг;
- проведение тщательного мониторинга эффективности управления бюджетными средствами.
Таким образом, можно говорить о наличии определенных преимуществ казенного учреждения перед бюджетным учреждением, которые выражаются в основном в экономии бюджетных средств благодаря рациональному использованию выручки от оказания платных услуг населению. Преимуществом казенного учреждения перед государственным (муниципальным) унитарным предприятием напротив является более высокий уровень контроля за ним на государственном уровне.