Сущность портовой деятельности
Портовая деятельность - одно из стратегических направлений в развитии хозяйства любой страны.
Порты представляют собой ключевые звеньями функционирования мировой системы транспорта, состоянием и уровнем развития которых определяется степень интеграции государства в глобальную систему распределения потока материальных ресурсов и товаров (услуг).
Основной объем международных торговых потоков 21-го века концентрируется в стратегическом треугольнике:
- государства ЕС (Евросоюз),
- государства АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион),
- государства НАФТА (Северо-Американская зона свободной торговли).
Морской транспорт представляет собой важнейшую составляющую внешнеэкономической деятельности любой страны.
Порт выполняет функцию глобального провайдера транспортного и логистического обеспечения грузопотоков, обеспечивая всем государствам доступ к многостороннему торговому партнерству.
Тенденции развития портового хозяйства
В соответствии с анализом портовой индустрии, проводимым ЮНКТАД (Конференцией ООН по торговле и развитию) в 2014 г., были выявлены важнейшие тенденции в развитии портового хозяйства:
- Образование и совершенствование особых портовых экономических зон, включая свободные таможенные зоны;
- Максимизация пропускной способности портов путем совершенствования уровня логистики;
- Модернизация оборудования портов, в первую очередь обслуживание судов-контейнеровозов;
- Внедрение «зеленых» технологий с целью обеспечения выполнения международных требований экологии;
- Максимизация автоматизации процесса управления и активное использование информационных систем с их последующим внедрением в глобальную систему управления цепями поставок.
Портовая индустрия в государствах АТР
Наиважнейшую роль в распределении грузопотоков играют государствам АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона).
На особенности развития мирового портового хозяйства существенно влияет деятельность портов АТР, поскольку данные страны являются лидерами по пропускной способности морских терминалов. Данные страны проводят непрерывную реализацию инвестиционных проектов в сфере их модернизации, включая создание вокруг портов особых экономических и свободных таможенных зон.
Экология и портовое хозяйство
На экологическую обстановку большое влияние оказывает увеличение интенсивности грузовых работ и судоходства в портах.
Основные вредные вещества на территории портовых зон:
- углекислый газ,
- метан,
- закись и оксид азота,
- твердые частицы,
- оксиды серы.
Существует три основных типа отрицательного воздействия портов на мировую экологию:
- выброс загрязняющих веществ транспортными средствами,
- загрязнения от проведения операций с грузами,
- случайные загрязнения.
Для того, что бы сократить выбросы вредных веществ и минимизировать процесс загрязнения окружающей среды в портах, необходима реализация следующих мероприятий:
- запрещение использования судами топлива в порту путем подключения судов к береговым электрическим сетям;
- применение системы акустико-эмиссионного контроля выброса на транспортном оборудовании;
- внедрение возобновляемых источников энергии;
- внедрение водосборных устройств с целью предотвращения попадания вредных веществ в акваторию порта посредством ливневых стоков при россыпи, разливе грузов, утечке масла при эксплуатации транспортного средства;
- использование регламента в сфере ограничения источников шума в рабочее время;
- уменьшение высоты и скорости падения сыпучего груза и др.