Сущность государственного антикризисного управления
Под государственным антикризисным регулированием следует понимать политику, проводимую правительством страны с целью защиты предприятий от кризисных ситуаций и предотвращения их банкротства.
Для регулирования кризисных ситуаций государство прибегает к двум основным направлениям действий, совпадающим по своим целевым установкам: финансовая и кредитно-денежная политика.Системность и логическое урегулирование их элементов выступает непременным условием эффективности государственного регулирования экономики, особенно в период кризиса.
Основные принципы государственного антикризисного управления представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы государственного антикризисного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация антикризисных мер, проводимых государством с целью вывода экономики из кризиса, должна соответствовать представленным выше требованиям.
На практике выделяют следующие виды государственного антикризисного управления:
- нормативно-законодательное регулирование;
- финансовое управление;
- государственная промышленная политика;
- перераспределение доходов.
Рассмотрим их более подробно.
Нормативно-законодательная деятельность государства направлена на разработку, формирование и совершенствование правовой базы, обеспечивающей реализацию антикризисного управления.
Финансовое регулирование сконцентрировано на использовании финансовых ресурсов и рычагов государства, необходимых для реализации антикризисных мер. В его основе лежит бюджетная система страны, в которой аккумулируются финансовые ресурсы государства, а сам механизм предполагает проведение бюджетной политики, нацеленной на обеспечение финансовой поддержки в кризисной ситуации и смягчению отрицательных последствий кризисов.
промышленная политика ориентирована на прогнозирование, расстановку приоритетов промышленного развития и разработку мер, направленных на стимулирования инвестиционных программ с целью продвижения реформ и сокращения либо ликвидации неэффективных производств.
Наконец, перераспределение доходов нацелено на обеспечение социальной защиты различных групп и слоев населения, что, в свою очередь, должно способствовать посткупальному развитию экономики. Перераспределение доходов осуществляется за счет изъятия части доходов у одних и их передаче другим. Таким образом осуществляется перераспределение доходов богатых слоев населения в пользу бедных. То же самое касается высокодоходных и дотационных регионов страны.
Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций
Политика, проводимая государством в сфере регулирования кризисныхситуаций, сводится к разработке и реализации стратегии развития страны и общества. Эта стратегия должна быть направлена на преодоление возникших кризисов и обеспечение равновесного состояния государственной власти и экономической системы.
В общей сложности можно выделить три основных состояния экономики, в зависимости от которых меняется характер государственной антикризисной политики:
- стабильное состояние экономки;
- неустойчивое состояние экономики;
- кризисное состояние экономики.
При достижении стабильного состояния национальной экономики основные функции государственного регулирования сводятся к проведению мониторинга экономическо ситуации, совершенствованию законодательной базы, структуры государственного аппарата и управления.
Когда экономике страны угрожает кризис (то есть экономическая обстановка неустойчива) государство начинает осуществлять контроль за отдельно взятыми предприятиями и отраслями хозяйства. В этом случае государственный контроль может охватывать уровень цен, номенклатуру и объем производства ряда товаров.
В том же случае, когда экономик уже вступила в кризисное состояние, свое применение находят система фондового распределения и жесткое регулирования процессов ценообразования, обращения, доходов и потребления. В этом случае система государственного регулирования экономики превращается в систему принуждения и приобретает черты экономики административно-командного типа.
Роль государства в антикризисном управлении субъектами рыночной экономики
Роль государственного антикризисного регулирования сводится к созданию определенной системы взаимодействия между государством и рыночной экономикой, способной обеспечить преодоление экономических кризисов на макро- и мирко- уровнях.
Государство в антикризисном управлении играет две основные роли, которые соответствуют его функциям (рисунок 2).
Роль государства в антикризисном управлении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 2. Роль государства в антикризисном управлении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гражданско-правовая роль заключается в том, что государство, являясь участником гражданских правоотношений, вступает в определенные отношения с другими участниками. В результате чего формируются определенные связи, возникают права и обязанности сторон. Так, например, в сфере банкротства государство может выступать в качестве собственника, кредитора и должника.
Гражданско-правовая роль государства сводится к обеспечению административного управления и законодательного регулирования, организации финансовой системы государства, сбору налогов, проведению эмиссии национальной валюты и поддержанию ее курса.
В периодыпроявления кризисных явлений роль государства в управлении экономикой исоциальными процессами существенно повышается.
В рамках антикризисной борьбы государство берет на себя роль координатора и организатора правовых, организационных и финансовых мероприятий, проводимых на всех уровнях, в том числе на микро-уровне, т.е. на уровне предприятий. Оно же несет значительную часть расходов по реализации антикризисных мер.
Посредством борьбы с кризисами государство способствует расширению государственного сектора экономики, что, в свою очередь, благотворно влияет на возможность выполнения стратегических и социально значимых функций. Таким образом, роль государства в антикризисном управлении велики и неоспорима.