Сущность диагностики в антикризисном менеджменте
Диагностика – это выявление слабых мест и состояния изучаемого объекта или явления с помощью реализации различных процедур. Этот процесс не разовый, а систематический.
Особую роль диагностика играет в системе антикризисного управления. Существует достаточно разнообразные подходы к диагнозу финансово-экономического состояния компании, его организационной структуры и системы управления. Все они объединяются в понятии диагностики предприятия как элемента распознания причин «болезней» организации, их прогнозирование, профилактики в будущем.
В силу специфичности экономической диагностики в антикризисном менеджменте возникает необходимость в: изучении новых качеств объекта управления: определении причинно-следственных связей в процессе развития объекта и субъекта антикризисного менеджмента; использовании экспертных оценок в процедуре диагностики кризиса, его прогнозирования и устранения; повышении эффективности антикризисных и превентивных функций диагностики.
Диагностика тесно связана с анализом и прогнозированием. Часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Изучение процесса развития предприятия как объекта исследования позволяет получить точную картину его текущего состояния. Проведение проверки необходимо осуществлять на всех уровнях менеджмента.
Диагностика в антикризисном управлении включает в себя: анализ базовых параметров деятельности компании; комплексную оценку влияния внутренней и внешней среды на финансовое, экономическое и технологическое состояние фирмы; экспертную оценку разработанных действий и перспектив финансовой санации компании и достижение целей прогнозирования.
К проведению диагностических исследований предъявляются определенные требования. Они должны быть подлинными, а именно основаны на первичной информации от первичных источников. Также они обязаны быть объективными. Следует снизить влияние фактора субъективизма и учитывать три обязательных условия: кто проводит диагностику, где она осуществляется и четкое определение базовых параметров исследования. И третье требование правильности составления диагноза – это его точность, т.е. соответствие целям и задачам.
Диагностика кризисов в компании
Любая компания с начала своей деятельности сталкивается с определенными проблемами и трудностями, которые являются источниками кризисных ситуаций. Ухудшаются стратегические показатели работы предприятия, а именно снижается рентабельность, объем продаж, финансовая устойчивость.
Кризисы могут возникнуть на любом этапе жизненного цикла компании. Не только компании-новички в силу большой конкуренции на рынке сталкиваются с проблемами, но и зрелые организации теряют свою устойчивость, стабильность и положительные перспективы развития.
Кризисные ситуации могут разрастаться постепенно. Поэтому необходимо внедрение системы антикризисного управления, которая направлена на прогнозирование и устранение кризисов еще на ранней стадии.
Экономический кризис в стране может породить финансовый кризис внутри компании. Это состояние требует от менеджмента организации проведения комплекса нестандартных подходов и методов по выходу из кризисной ситуации.
Основные причины кризисов на предприятии:
- изменение конъюнктуры рынка;
- изменение политической ситуации в стране;
- давление конкурирующих компаний;
- злоупотребления и противоречия со стороны персонала;
- деятельность контролирующих государственных организаций;
- введение новых нормативных актов.
Поэтому важным элементом системы антикризисного управления является диагностика кризисов. Это комплекс методов, которые ориентированы на идентификацию слабых мест в системе менеджмента организации. Диагностика проводится как оценка деятельности компании до и после кризиса или как совокупность мер по предупреждению возникновения кризисов.
Диагностика кризисов проводится в виде мониторинга внешней среды, внутреннего состояния компании (финансовый аудит, анализ кредитной политики и задолженности), а также прогнозирования возможных состояний на перспективу. Основной инструментарий – это маркетинговые исследования, эксперименты, экспертиза и моделирование.
Системный подход к диагностике кризисов позволяет получить полную информацию об исследуемом объекте, т.е. компании и составить программу антикризисных мер.
Оценка эффективности антикризисного управления предприятием
Эффективность антикризисного управления –это набор характеристик предприятия, которые оказывают прямое воздействие на создание благоприятных условий для достижения высоких результатов при минимальных вложений.
Оценить эффективность системы антикризисного управления довольно проблематично в силу малоизученности данного процесса. Но любая система характеризуется достижением поставленных целей. А главной целью системы антикризисного менеджмента является восстановление финансовой стабильности и устойчивости предприятия, что вызвано различными видами кризисов.
Эффективность антикризисного управления зависит от деятельности менеджмента компании или арбитражного управляющего, который назначается судом в условиях банкротства организации. Их работа заключается в управлении следующих элементов:
- активы и пассивы компании;
- этапы бизнес-процесса;
- персонал (формирование кадровой политики, решение социальных вопросов);
- программы защиты имущества и безопасности бизнеса;
- построение взаимоотношений с акционерами, партнерами и государственной властью;
- программы информационной поддержки бизнеса (информирование персонала и широкой общественности о планах и принципах управления).
Антикризисное управление является эффективным при выполнении следующих условий:
- реструктурирование кредиторской задолженности (погашение долга или получение рассрочки);
- увеличение чистых финансовых потоков;
- рост капитализации компании;
- проведение реструктуризации предприятия (выведение непрофильных активов или бизнес-единиц, проведение слияний или поглощений с другими компаниями, снятия с баланса социальных объектов);
- улучшение системы планирования (внедрение бюджетирования0;
- оптимизация организационной структуры компании.
Эффективность системы антикризисного управления оценивается с помощью количественных показателей (коэффициент оборачиваемости активов, коэффициент рентабельности капитала и т.д.), а также различных качественных параметров.