Сущность и структура рынка
На сегодняшний день в научной литературе не существует единого подхода к определению рынка и его сущности.
В широком смысле под рынком принято понимать саморегулируемую систему воспроизводства, функционирующую под воздействием спроса и предложения.
В более узком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров и услуг.
Так или иначе, рынок является одним из важнейших достижений цивилизации, а его роль в развитии экономики, без преувеличения, огромна.
В основе становления и развития рынка лежали следующие условия:
- общественное разделение труда;
- появление института частной собственности и экономическое обособление товаропроизводителей;
- регулярный характер обмена.
Развитие рынка обеспечивается функционированием рыночного механизма, основанного на взаимосвязи и взаимодействии основных рыночных элементов, таких как: спрос, предложение, цена и конкуренция. Основополагающая роль при этом отводится непосредственно спросу и предложению, взаимодействие которых позволяет ответить на вопросы о том, что, по какой цене и как будет реализовываться на рынке.
Формирование рыночных отношений опирается на ряд принципов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы развития рыночных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе функционирования рыночной системы лежит свобода хозяйственной и экономической деятельность, многообразие форм собственности, договорные отношения, рыночное ценообразование и конкуренция.
Структура свободного рынка
Современная рыночная система включает в себя три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовые рынок. Первый основан на купле-продаже потребительских товаров и услуг, второй ориентирован на товарно-денежный обмен земли, рабочей силы и средств производства. Наконец, на финансовом рынке в качестве объектов купли-продажи выступают финансовые средства (деньги, ценные бумаги и пр.).
Субъекты и объекты рынка представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Субъекты и объекты рыночных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К субъектам рынка относятся все участники рыночных сделок, связанных с куплей-продажей товаров, услуг, факторов производства и финансовых средств. В частности ими могут выступать домашние хозяйства, предприятия, организации и даже само государство.
В зависимости от характера выполняемых функций субъектов рыночных отношений принято делить на две группы: продавцы и покупатели. В условиях чистого рынка роль и влияние первых незначительны, а вторым предоставлены широкие возможности выбора.
В качестве объектов рыночных отношений выступает все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Так, объектами рынка могут выступать как сами товары и услуги, так и факторы производства.
Признаки, характеризующие рынок совершенной конкуренции
В экономической науке свободный рынок принято иначе называть рынок чистой или совершенной конкуренции.
Рынок свободной конкуренции представляет собой идеальную модель рыночных отношений. Его основополагающие признаки представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Признаки свободного рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, свободный рынок (или рынок совершенной конкуренции) отличается множеством продавцов, реализующих однородный товар, и множеством покупателей, предъявляющих на него спрос и отсутствием барьеров для входа на рынок и выхода из него.
Наличие множество продавцов и покупателей, в свою очередь, способствует отсутствию субъекта, обладающего рыночной властью и способного оказывать давление на решения, принимаемые остальными участниками рынка..
Кроме того, для рынка чистой конкуренции характерно отсутствие асимметрии, т.е. полнота информации. Это приводит к тому, что все участники рынка знают все цены на все товары, а поскольку товары, подлежащие купле-продаже однородны, то и цена будет примерно одинакова.
Вдобавок ко всему, государство также не оказывает значительного воздействия на ход хозяйственных дел. Свободный рынок развивается самостоятельно, на основе взаимодействия спроса и предложения.
Функции рынка совершенной конкуренции
Признаки свободного рынка, озвученные ранее, являются настолько строгими, что в реальности найти рынки, в полной мере им соответствующие, практически невозможно. В качестве классического примера свободного рынка (рынка совершенной конкуренции) можно привести рынок пшеницы, на котором действует множество контрагентов, покупающих и продающих однородный товар.
Несмотря на идеализированную структуру рынка совершенной конкуренции, он служит одним из важнейших элементов экономического анализа. Модель совершенной конкуренции позволят изучать и анализировать рынки относительно однородной продукции, на которых функционирует множество фирм-продавцов, отсутствуют жесткие барьеры для входа и выхода, а спрос характеризуется высокой эластичностью.
Кроме того, модель чистого рынка позволяет произвести оценку эффективности функционирования реальных отраслей экономики и уровень их монополизации.
В условиях свободного рынка фирма-продавец реализует на рынке незначительную часть продукции в рамках всей отрасли в целом. Совершенный же конкурент выступает в роли ценополучателя. Кривая спроса абсолютно эластична.
Рынок совершенной конкуренции, равно как и рынок в целом, выполняет определенный функции. Условно их можно разделить на две группы: базовые и специфические.
К базовым функциям, соответствующим рынку в целом, относятся функции информирования, регулирования, стимулирования, санирования и посредничества. Это означает, что свободный рынок выступает своеобразным регулятором экономики, в то же время, являясь средством обеспечения народно-хозяйственных связей.Он обеспечивает оптимизацию и санацию народного хозяйства, а также информирует рынок посредством цен.
Среди специфических функций, выполняемых непосредственно свободным рынком, можно выделить абстракционную аналитическую функцию, позволяющую проводить сравнительные исследования. Кроме того, чистый рынок является саморегулирующейся системой, способной самопроизвольно достигать результатов и поддерживать своё равновесие, без вмешательства внешних сил.