Понятие и функции рынка
На сегодняшний день существует множество различных подходов к определению термина «рынок». Изначально рынок представлял собой ни что иное как место встречи продавцов и покупателей, где происходил сам процесс торговли.Сегодня под рынком в самом общем смысле принято понимать совокупность социально-экономических отношений, возникающих в сфере обмена, благодаря которым осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.
В основе зарождения и развития рынка лежало два фактора:
- разделение труда;
- появление частной собственности.
Сегодня рынок является основой функционирования экономики современного типа. Роль рынка в развитии общества огромна. Он не только служит местом возникновения отношений купли-продажи и удовлетворения потребностей, но и выступает эффективным механизмом координации деятельности экономических субъектов.
Рынку, как особой системе, присущи определенные функции. Их совокупность отражена на рисунке 1.
Функции рынка">
Рисунок 1. Функции рынка
Информационная функция рынка проявляется в том, что рынок выступает богатым источником информации и знаний, необходимых хозяйствующим субъектам. Он позволяет составить общее представление о спросе, провести анализ конкурентов, определить перспективы развития отрасли и т.п.
Посредническая функция заключается в том, что рынок позволяет определить характер и эффективность связей между участниками общественного производства. В то же время он позволяет своим участникам обмениваться результатами труда.
Реализация ценообразующей функции проявляется в формировании рыночных цен и наличии подвижной связи между стоимостью и ценой.
Рынок выполняет регулирующую функцию, отвечая на важнейшие вопросы экономики: что, для кого и как производить.
Наконец, рынок, очищая общественное производство от нежизнеспособных, экономически слабых хозяйственных единиц. Выполняет функцию санации.
Сущность и черты свободной конкуренции
Конкуренция выступает неотъемлемым элементом рыночной экономики. В самом общем смысле под ней принято понимать борьбу между товаропроизводителями за рынки сбыта и получение доходов.
Конкуренция - это очень тонкий, но в то же время гибкий механизм. Тонкость проявляется в том, что различные компании страдают от сокращения спроса на товары или услуги не в равной мере, а гибкость отражается в мгновенной реакции на любые изменения внешней среды.
Конкуренция как системообразующая составляющая рыночной экономики, выступает регулятором, «невидимой рукой», которая обеспечивает баланс индивидуальных интересов предприятий и потребителей. В настоящее время существует множество различных видов конкуренции, в общем виде ее можно разделить на совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция опирается на предпосылки конкурентного равновесия на рынке. В наибольшей степени она характерна для рынков, на которых реализуются однородные и стандартные товары.
Под свободной конкуренцией понимается такое состояние рынка, при котором продавцы не имеют возможности прямого влияния на цену продукции, но могут косвенно воздействовать на нее посредством регулирования соотношений спроса и предложения.
Свободная конкуренция выступает в качестве одного из способов организации, обеспечивающих эффективность экономики и способных привести к оптимизации разделения труда.
Совершенная конкуренция имеет свои преимущества и недостатки (рисунок 2).
Рисунок 2. Преимущества и недостатки свободной конкуренции
В сущности, свободная конкуренция представляет собой идеальное состояние экономики. На практике, однако, свободная конкуренция в чистом виде встречается крайне редко. В наибольшей степени совершенная конкуренция характерна для рынка ценных бумаг, количество участников которого велико, а роль каждого из них незначительна.
Характеристика рынка, функционирующего в условиях свободной конкуренции
Под рынком свободной конкуренции следует понимать рынок, функционирующий в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Такой рынок, как правило, характеризуется высокой мобильностью факторов производства и свободным доступом к экономической информации. Общиечерты рынка свободной конкуренции представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Черты рынка свободной конкуренции
Реализуемые на рынке свободной конкуренции товары и услуги имеют однородный характер (например, пшеница или нефть), а цена на товар определяется самим рынком, вне зависимости от объемов производства отдельно взятых товаропроизводителей. Ее величина складывается под воздействием двух факторов:
- спрос, который формируется всеми потребителями;
- предложение, которое формируется всей массой производителей.
Вход на рынок чистой конкуренции для новых игроков, равно как и выход старых, не затруднен. Роль отдельно взятого предприятия в общей массе товаропроизводителей ничтожно мала. Одной из особенностей рынка чистой конкуренции выступает и тот факт, что роль маркетинга, в частности таких его составляющих, как ценообразование, реклама и стимулирование сбыта, практически сводится к нулю.
Все это приводит к необходимости товаропроизводителей приспосабливаться к действующим на рынке ценам и на основе сопоставления рыночных цен с собственными издержками производства выбирать оптимальный объем производства.
Оптимальный объем производства, позволяющий достигать максимизации извлекаемой прибыли, определяется на основе сравнения валового дохода с валовыми издержками и предельного дохода с предельными издержками. Максимизация прибыли достигается в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам, соответствующим отпускной цене на товар.
Таким образом, рынок свободной конкуренции является предельным случаем конкуренции, редко встречающимся на практике. Однако именно рынок совершенной конкуренции является идеалом развития экономики и способствует установлению равновесных цен, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей всех участников рынка.