Понятие рынка информационных услуг
В современных условиях развития экономики большое значение приобретает рынок информационных услуг, в рамках которого информация продается, покупается, а сделки с информацией приносят либо прибыль, либо убытки. Либерализация рынка произошла в 1996 году по соглашению, принятому Всемирной торговой организацией, что стало началом сетевой экономики.
Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых отношений между продавцами и покупателями информации. Для рынка информации характерна определенная специфическая номенклатура предлагаемых продуктов и услуг, а также цены, условия и механизмы их предоставления.
Устойчивый и относительно обособленный мировой и национальный рынки в сфере информации начали формироваться в середине 50-х годов 20-го века. В настоящее время рынок информации значительно развит, однако вместе с новыми продуктами и услугами сохраняются и традиционные. До середины 1960-х годов ключевыми поставщиками на данном рынке были СМИ, а также информационные отдела банков, осуществляющих деятельность на коммерческой основе. Помимо этого, быстро развивались службы информации профессиональных, академических, научно-технических обществ, учебных и государственных заведений. Информационные услуги включали информацию, распространяемую с помощью средств связи, информационные издания по подписке, библиотечное обслуживание, копирование первоисточников и т.д.
В 1960-х годов вместе с рынком информационных услуг началось формирование рынка услуг электронной обработки данных. В период с 1965 по 1975 годы важный вид услуг на рынке информации представляли базы данных, в которых вначале содержалась библиографическая, фактографическая и справочная научно-техническая информация, а затем в большей степени торгово-экономическая, статистическая и профессиональная.
Сегменты рынка информации
Специалисты ЮНЕСКО в рамках рынка информации выделяют три главных сектора:
- Информацию, т.е. деятельность по подготовке и реализации данных;
- Информационные услуги, т.е. деятельность по обработке информации и ее распространению;
- Средства обработки данных – это производство оборудования, которое необходимо для подготовки и распространения информационных услуг и информации.
Годовой оборот в сфере информации оценивается в несколько триллионов долл.
Рассмотренная группировка рынка информации на сектора удобна для анализа, но при этом не отражает все особенности взаимодействия в данной сфере субъектов и объектов деятельности. поэтому можно выделить виды деятельности, которые нацелены на удовлетворение нужд потребителей, а также виды деятельности и информационные услуги, которые обеспечивают функционирование сетевой экономики. В области средств обработки данных выделяются:
- Рынок технических инструментов обработки данных, куда входит оборудование, предназначенное для поддержания работы индустрии информации;
- Рынок промышленно-производственных программных средств;
- Рынок услуг, обеспечивающих поддержку функционирования предприятий в сетевой экономике.
Если рассматривать деятельность в области подготовки информации, то как правило выделяются следующие обособленные сегменты:
Деловая информация, включающая:
- Биржевую и финансовую информацию о стоимости ценных бумаг, курсах валют, учетных ставках, состоянии рынка капитала и товаров, инвестициях, ценообразовании и т.д. такая информация предоставляется специализированными биржевыми службами, банками, брокерскими компаниями;
- Экономическую и статистическую информацию, представленную в виде прогнозных оценок, рядов динамики, которая предоставляется государственными службами и компаниями, осуществляющими соответствующие исследования;
- Коммерческую информацию о работе предприятий, фирм, организаций. Такие данные предоставляются самими фирмами, а также организациями, занятыми в области маркетинга, консалтинга, аудита и т.д.;
- Деловые новости в сфере бизнеса, экономики, которые предоставляются специальными частными и государственными службами.
Информация, предназначенная для специалистов, включает:
- Профессиональную информацию: специальные данные для врачей, фармацевтов, юристов, преподавателей и т.д.;
- Научно-техническую информацию;
- Первоисточники, которые доступны в библиотеках и через специальные службы.
Массовая информация для общего пользования включает:
- Новости и литературу, куда относится информация новостных служб и агентств, электронные журналы, энциклопедии и т.д.;
- Потребительскую и развлекательную информацию, которая нацелена на домашнее пользование.
Значение информации для экономического развития
Развитие человеческого общества невозможно без материальных, инструментальных, энергетических и других ресурсов, в том числе и информационных. На сегодняшний день информационный поток растет с небывалыми темпами. Это касается практически любой сферы деятельности человека. С большими темпами информация растет в промышленной сфере, торговой, образовательной и финансово-банковской. К примеру, в промышленности объемы информации растут из-за увеличения объемов производства, усложнения выпускаемых товаров, используемых материалов, расширения внутренних и внешних связей.
Информация в современном мире – это основной, решающий фактор, который определяет технологическое развитие в целом.
Проблемы информации углубленно рассматриваются, что связано со следующими процессами:
- Человечество находится на стадии информационного взрыва;
- Развиваются массово-коммуникационные процессы;
- Растет потребность в разработке общей теории информации;
- Развивается кибернетика как наука об управлении;
- Становится актуальной проблема устойчивого развития информационной экономики, главная движущая сила которой – информационный потенциал и информационные ресурсы.