Понятие рынка информации
Информатизация общества связана с появлением и развитием рынка информации, который является системой экономических, организационных и правовых отношений в области свободной торговли товарами интеллектуального труда и услугами между различными хозяйствующими субъектами и потребителями.
Данный рынок, как и все остальные виды рынков, характеризуется конкретной номенклатурой товаров, условиями и способами их предоставления, стоимостью.
Характерные черты рыночных отношений – это: конкуренция, свобода выбора партнеров, взаимные договора двух сторон, эквивалентный обмен товарами и денежными средствами. Все перечисленные черты обеспечивают возможность эффективного разрешения различных социально-экономических проблем.
Товарами интеллектуального труда на рынке информации могут быть информационные продукты, т.е. знания, информационные системы, документы, информационные технологии, патенты, лицензии, товарные знаки, инженерно-технические услуги и т.д.
Под термином «информационная услуга» помимо основного определения – подготовка, получение и предоставление пользователю информационных ресурсов – также понимается следующее:
- Это результат информационных процессов или же информационной деятельности;
- Это конкретный результат материального, духовного производства, который обладает качествами, отражающими его целевое предназначение, а также информационными свойствами, для которых он покупается;
- Это совокупность осязаемых и неосязаемых свойств, которые предназначены для удовлетворения покупательских нужд в информации;
- Это результат деятельности непроизводственного характера, который направлен на удовлетворение потребностей в информации организации или отдельного индивида при использовании продуктов.
Информационная услуга представляет собой удовлетворение информационной системой, собственником или владельцем информационных ресурсов заявки пользователя, заключающейся в подготовке и получении на согласованных условиях некоторых информационных ресурсов заданной тематической направленности, вида и объема.
Процесс предоставления услуги не обходится без соглашения между сторонами.
Субъектом, которому нужны для использования какие-либо данные, может быть частное лицо, общественная организация, учреждение, предприятие и т.д.
Информационная услуга может предоставляться в полном объеме, частично или же не оказываться вовсе.
Таким образом, рынок информационных услуг представляет собой совокупность отношений между товаропроизводителями и субъектами предложения по вопросам производства, покупки и использования информации посредством консультаций, издательской, образовательной, правовой и рекламной деятельности.
Рынок информации выполняет несколько важнейших функций:
- Функцию обеспечения, т.е. удовлетворение потребностей всех участников в приобретении и сбыте информации;
- Функцию регулирования, в рамках которой оптимально формируются структурные пропорции в объеме информации различного типа, обеспечивается рациональное распределение информации и ее обмен между субъектами рынка, устанавливается уровень цен и их зависимость;
- Посредническую функцию, при которой осуществляется обмен информационными услугами;
- Информационную функцию – распространяется вся необходимая информация для выгодного и активного участия субъектов в рыночных отношениях;
- Стимулирующую функцию, которая способствует увеличению качества и расширению видов информационных услуг;
- Санирующую функцию, при которой конкурентоспособность только повышается, в противном случае санируется рынок от неконкурентоспособных участников.
Потребители информации
Потреблять информационные продукты и услуги могут различные физические и юридические лица, т.е. специалисты, занятые в разных сферах производства и находящиеся в поиске дополнительных знаний. Все потребители информации могут быть разделены на такие группы:
- Занимающиеся научно-исследовательской деятельностью;
- Работники торгово-промышленных предприятий;
- Специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;
- Государственные служащие;
- Сотрудники общественных организаций;
- Отдельные пользователи.
По своему назначению информация может быть:
- Предназначенной для специалистов;
- Рыночной;
- Образовательной;
- Информацией широкого потребления.
К информации, предназначенной для специалистов, относится вся научная, инженерно-техническая, конструкторская, проектная, а также гуманитарная информация.
Рыночная информация включает биржевую и финансовую информацию, маркетинговую, коммерческую бизнес-информацию и т.д.
Образовательная информация имеет познавательную направленность и может представляться в электронном и печатном виде.
К информации широкого потребления относятся все виды новостной информации, справочно-потребительской и развлекательной.
Спрос и предложение на рынке информации
По оценкам некоторых экспертов, потребление информации в мире к концу 20-го века превысило два триллиона долларов.
Несмотря на то, что стоимость многих видов информационных товаров снижается, для информационного бизнеса характерны быстрые темпы роста, поэтому и спрос на информационные продукты растет с каждым годом.
Устанавливая цены на информационные товары и услуги, фирмы-производители могут использовать один из следующих подходов:
- Продуктовый, основой которого является особенность конкретного информационного продукта;
- Институциональный, при котором внимание концентрируется на производителях информации;
- Управленческий, который является сочетанием некоторых черт двух предыдущих подходов и используется при разработке ценовой стратегии для того или иного предприятия.
В процессе формирования цены на информационный товар или услугу любой производитель решает вопросы, касающиеся степени уникальности данного товара, платежеспособности целевого сектора потребителей, структуры рынка и т.д.