Развитие мирового рынка информации
Как и при пользовании традиционными видами ресурсов и продуктов, общество должно знать о расположении информационных ресурсов, их стоимости, владельцах, доступности. Ответы на все эти вопросы может дать информационный рынок.
Рынок информации – это совокупность экономических, организационных и правовых отношений по торговле информационными услугами между производителями и потребителями, для него характерна определенная номенклатура услуг, условия и механизмы их представления.
Зарождение информационного рынка связано с появлением множества сетевых структур, которые предлагают своим пользователям схожие услуги. Таким образом, между информационными предприятиями образовалась реальная конкуренция. Информационный рынок России развивался с некоторыми отличиями от аналогичного процесса на Западе. В настоящее время в западных странах осуществляется коммерциализация систем компьютерной связи, использующихся ранее только научными кругами.
Без коммерциализации сетей невозможно представить обеспечение пользователей доступом к коммерческим базам данных.
Для информационного рынка характерна определенная номенклатура продуктов, услуг, условия и механизмы их предоставления, цены.
Основные источники информации в информационном обслуживании современного общества – это базы данных. На их основе интегрируются поставщики и потребители информационных товаров, отношения и связи между ними, условия и порядок реализации информационных продуктов.
К поставщикам информационных товаров можно отнести:
- Центры по созданию и хранению баз данных, постоянному накоплению и редактированию информации;
- Центры по распределению информации на основе различных баз данных;
- Телекоммуникационные службы и службы передачи данных;
- Специализированные службы, куда стекаются данные о конкретной области деятельности для их анализа, обобщения и прогнозирования;
- Информационных брокеров;
- Коммерческие фирмы.
Устойчивый рынок информационных услуг начал формироваться с середины 20-го века, затем сформировался рынок электронной обработки информации, начали широко внедряться компьютеры, создаваться национальные и глобальные сети по передаче данных.
Качественные изменения рынок информации претерпел в 1960-х годах, когда стала появляться вычислительная техника. В данном периоде основными информационными источниками выступали государственные службы информации, учебные заведения, общественные организации, осуществляющие сбор данных в определенной области.
Пользователи, т.е. научные и технические специалисты, имели доступ к библиографической, реферативной и аналитической информации.
Развитие рынка информации также сопровождалось специализацией организаций, которые осуществляли информационное обслуживание. Таким образом, сформировались следующие группы:
- Центры-генераторы информации, специализирующиеся на добыче информации, разработке баз данных, обеспечении их актуальности;
- Центры распределения, занимающиеся информационным обслуживанием общества при помощи баз данных, поставляемых центрами-генераторами на коммерческой основе;
- Информационные агентства, осуществляющие сбор информации, формирование и ведение баз данных, а также обслуживание пользователей.
Огромное влияние на развитие информационного рынка оказали национальные и мировые сети передачи данных. Это послужило толчком к развитию новейших информационных технологий, коренного улучшения качества информационного обслуживания, в связи с чем повышалась производительность труда на рынке.
Характерные черты мирового рынка информации
Практика показывает, что доля внешних данных в общем объеме используемой фирмой информации составляет около 85-95% в зависимости от ее характера деятельности. Внешняя информация в экономическом пространстве мира образует информационные ресурсы.
Формирование мировых информационных ресурсов осуществляется информационными агентствами, корпорациями и различными центрами.
Для мирового рынка информации характерны следующие черты:
- Взаимоотношения потребителей с мировым рынком деловых данных основаны на том, что информационными агентствами отслеживается состояние внешней среды, потребителям же предоставляется необходимая информация по запросу;
- Информационные агентства обеспечивают потребителей информацией при непосредственном взаимодействии, предоставляют ее на магнитных носителях и т.д.;
- При помощи телекоммуникационных сетей потребители могут пользоваться различными фрагментами информационных ресурсов мира;
- Основной объем данных предоставляется потребителям на коммерческой основе.
Группы мировых информационных ресурсов
Все информационные ресурсы мира обычно подразделяются на:
- Деловую информацию;
- Научно-техническую и специальную информацию;
- Массово-потребительскую информацию.
К группе деловой информации относятся биржевые и финансовые данные, статистические данные, коммерческие данные, деловые новости о сфере бизнеса и экономики.
Все виды деятельности, которые связаны с формированием информационных ресурсов, поддержкой их актуального состояния, созданием средств получения, обработки и копирования данных, объединяются в такое понятие как информационная индустрия.
Информационный потенциал – это способность решать различные задачи относительно информационного обслуживания, используя максимальные возможности вычислительной техники.
Поскольку биржевые и финансовые данные изменяются постоянно, то требуется их предоставление в реальном времени.
Предоставление коммерческой информации не требует оперативности, как биржевой. Как правило такая информация изменяется ежедневно или же еженедельно, однако ее важность при рыночной конкуренции весьма высока.