Ценообразование в сфере финансового обращения
Экономический рынок представлен не только отношениями в сфере производства и реализации продукции и услуг, он так же включает в себя экономические отношения в части использования и распоряжения денежными средствами. Такой рынок, называется рынком финансов. Для него характерны отношения участников по выпуску и перераспределению ценных бумаг. Целью участников рынка является извлечение доходов при помощи использования финансовых инструментов.
Ценообразование в сфере финансов решает следующие задачи:
- показывает отношение спроса и предложения в реальном времени;
- решает задачи конкретного участника рынка, владеющего фондовыми инструментами;
- производит учет факторов, на него влияющих.
На ценообразование в сфере финансового обращения, как и на товарном рынке, влияет большое число факторов. Кроме классических факторов, спроса, предложения и конкурентов, на формирование цен влияют специфические факторы, такие как:
- вид ценой бумаги;
- срок ее действия;
- репутация эмитента;
- изменения, касающиеся инвестиционных механизмов и т.д.
Их воздействие приводит к колебаниям цен в определенные периоды времени, что в свою очередь повышает риски при заключении сделок между участниками рынка. Для минимизации потерь в цене в период проведения сделок игроками финансовых бирж используется механизм хеджирования.
Понятие хеджирования
Конъюнктура рынка постоянно изменяется, влияя на повышение и понижение цен на продукцию, услуги, капитал и денежные средства. При заключении сделок на биржевых и вне биржевых площадках каждый участник пытается защитить свои активы от изменения цен. Для этого используется механизм хеджирования, который является специфическим методом страхования от рисков, связанных со скачками цен.
Как правило, сделки проводятся в один момент времени, а движение активов происходит позже. За этот период цена на продукцию или услуги, по которым были произведены операции на фондовом рынке, может измениться. Механизм хеджирования позволяет закрепить за собой цену на момент времени, либо снизить разницу от возможных потерь по ценам в будущих периодах.
Принцип использования хеджирования цен
Обычно для страхования от рисков потерь по ценам на свои контракты хеджер формирует краткосрочные документы противоположного содержания. Если хеджер продает партию товара, то он будет использовать хеджирование в виде сделки для покупки в целях снижения потерь. То есть, таким методом участник рынка уравновешивает свой инвестиционный портфель.
Надо отметить, что использование хеджирования снижает потери на сделках, при этом оно влияет и на уменьшение прибыли с каждой операции.
В настоящее время используются различные методы хеджирования, но их можно объединить в две большие группы:
- Фиксирование цены. Здесь используется форвардный контракт, в котором прописываются цена, сроки и объем поставки товара, при этом покупатель обязуется купить партию по зафиксированным ценам, даже если на момент поставки цена изменится.
- Обозначение максимальной и минимальной цены. В данном случае используются опционы.
В опционе, как и в форварде прописываются объем, срок и цена, и закрепляются за сделкой. При этом участники в зависимости от конъюнктуры на момент совершения физической поставки могут отказаться совершать сделку. То есть опцион оставляет право выбора.
Использование фьючерсных контрактов позволяют участнику фондовой биржи подстраховать свои сделки по ценам на реальном рынке. Продажа и покупка фьючерсов имеет спекулятивную наклонность, однако, для предприятия это страховка, а для биржевого спекулянта лишь получение дохода в случае возникновения разницы цен по контрактам.
Использование стратегии хеджирования для своих инвестиционных портфелей позволяет участникам финансовых отношений оптимизировать свои доходы и риски в условиях колебаний цен.