Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рынок

Обычно рынок воспринимают как место, где продаются и покупаются продукты, товары, другими словами, - блага. На самом же деле, это - городской рынок. Место, где совершаются разного рода сделки - это важный элемент любого рынка. Однако, в экономике рынок - это немного другое понятие.

Совокупность продавцов и покупателей

Определение 1

Рынок определённого блага - это общее количество покупателей и продавцов этого блага, которые способны заключать между собой сделки. Скажем, рынок пирожков - это все люди, которые готовы продать пирожки, и все люди, которые готовы их приобрести. Первые - это те, кто это благо производит(у нас это пирожки), a вторыми может быть кто угодно, почти все население планеты.

Покупатели на пирожки проявляют некий спрос- степень готовности купить данный товар (в нашем случае - на пирожки) в зависимости от его цены. Обычно при увеличении цены на товар у покупателей уровень спроса падает, a при уменьшении цены спрос на него растёт. Спрос на абсолютно любое благо зависит от вкуса человека, его потребности в том или ином продукте, предпочтений, доходов, a также цены другого блага (в нашем случае это булочки и пряники, так как, в принципе, это конкурентная продукция) и т.д.

Продавцы ведут себя по-разному в зависимости от предложения, - это именно та готовность продавца продать то или иное количество блага, в зависимости от его цены. Продавцы, когда цена увеличивается, в отличии от покупателей, увеличивают объем своего предложения, a при её снижении - уменьшают. Готовность продавать то или иное благо зависит от многих факторов: технологии производства, цены ресурсов(скажем, мука и масло) и желания производителя получить ту или иную сумму в качестве вознаграждения.

«Рынок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вот так мы и выяснили, что поведение продавцов и покупателей на рынке какого угодно блага формируется благодаря спросу и предложению(готовностью купить и готовностью продать).

Также равновесие на рынке зависит от способов взаимодействия продавцов и покупателей, в которые входят:

1) Разные институты, что определяют поведение продавцов и покупателей при заключении сделки и выборе для неё партнёра

2) Технические средства, которые при этом используются (к примеру, для обмена информацией)

Институты (правила поведения)

Как мы помним, каждое общество состоит из институтов, - это некоторые правила поведения, которыми люди руководствуются.

Эти правила определяются культурой (привычками, традициями, моралью, особенностями национального характера), то есть они неформальные и принимаются отдельными людьми добровольно или устанавливаются законом, что является обязательным для выполнения всеми членами общества. На рынке любого блага тоже есть те или иные правила поведения продавцов и покупателей, которые касаются:

  1. Времени и места встречи
  2. Обмена информацией
  3. Выбора партнёра
  4. Заключения и выполнения соглашения

Эти институты являют собой что-то наподобие «правил игры», которыми продавцы и покупатели руководствуются. Мы их рассмотрим по очереди.

Место и время встречи (a точнее это правило называется «собраться в одном месте и в одно время») - это самые важные элементы любого рынка, a почему же?

Пример 1

Например, все продавцы и покупатели пирожков не находятся в одном месте и времени, a разбросаны по всей территории хозяйства. Вот если бы не было специального места, то человек, который хочет купить себе пирожок, должен был обойти каждого продавца пирожков и узнать цену, по которой тот готов продать свой продукт. Если, скажем, хозяйство находится на небольшой территории, например, деревне, то сделать это не очень сложно. Но если это большой город, это вызовет большие затруднения, так как в городе таких продавцов может быть больше тысячи, a если ещё при этом каждый продавец отправится сам искать покупателей, так как хочет побыстрее продать свой продукт? Обмен будет сильно осложнён в результате существования уже известных нам транзакционных затрат – это затраты на поиск партнёра и на заключение сделки. Именно из-за этого продавцы и покупатели одного блага рано или поздно из-за их стихийного поведения начинают собиратся в одно время и в одном месте. Это место в обычном простонародном языке и называется «рынок».

Равновесие на рынке

При заданном соотношении спроса и предложения, а также заданных правилах взаимодействия на рынке установится определенное равновесие. Что означает равновесие на рынке?

На рынке такими силами, которые приводят в движение хозяйственный механизм, являются желания совершить самую выгодную сделку. И равновесие на рынке может наступить тогда, когда и у продавцов, и у покупателей больше не будет стимулов к изменению существующего положения.

В любой системе равновесие наступает тогда, когда существующие в этой системе силы изменяют ее до такого состояния, при котором они либо перестают действовать, либо уравновешивают друг друга.

Пример 2

Например, на рынке булочек каждой цене соответствует свой объем спроса и свой объем предложения блага. Поэтому равновесие установится в том случае, если на рынке булочки будут продаваться и покупаться по такой цене, что продавцы захотят предложить к продаже как раз такое количество, которое покупатели захотят купить. Это и будет равновесием на рынке. В результате на рынке установится определенная цена, по которой в единицу времени будет продаваться определенное суммарное количество блага.

Равновесие денежного рынка

Рисунок 1. Равновесие денежного рынка

Совершенство рынка

Различные характеристики рынка определяют степень совершенства рынка. Что это такое?

Пример 3

Воспользуемся примером из физики. Когда мы исследуем движение тела по наклонной плоскости, нам недостаточно знать только массу тела и угол наклона плоскости. Нам нужно еще учитывать трение, которое оказывают на тело неровности этой поверхности и самого тела. Если трение незначительно, им можно пренебречь, считая тело и поверхность абсолютно гладкими. Но если трение значительно, оно может замедлить движение тела или просто остановить его на определенном этапе пути.

Рынок тоже характеризуется определенными факторами, которые определяют "трение" или чистоту его механизма. Этих характеристик несколько. Первая характеристика - это однородность блага. Те же самые булочки могут в определенной степени отличаться друг от друга, то есть иметь различную ценность для потребителя. Естественно, каждый потребитель согласится заплатить разную цену за булочки разных производителей, а, значит, одной цены на таком рынке быть не может.

Вторая характеристика - это величина трансакционных затрат, которые состоят из затрат на получение информации и затрат на заключение сделки.

Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot