Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция получила свое название из признаков совершенной конкуренции. То есть если отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, то такую рыночную структуру можно считать несовершенной конкуренцией.
Несовершенную конкуренцию характеризует положение, когда рыночная власть в той или иной степени принадлежит продавцам и покупателям. В данном случае, под рыночной властью необходимо понимать некоторые возможности экономического агента производить контроль за объемом товара и его ценой. Различают несколько типов рыночных структур несовершенной конкуренции.
Монополия и чистая монополия. Понятие, черты, примеры
Отличия в основном базируются на той степени рыночной власти продавцов, которая присуща изучаемому рынку.
Монополия (от греческого monos pōleō - продает один) рыночная структура несовершенной конкуренции, которая характеризуется положением, когда на определённом рынке одна фирма реализует основную массу какого-либо продукта.
Если условия таковы, что весь объем реализуемого продукта на определенном рынке принадлежит одному производителю, то это фирма будет считаться абсолютным монополистом. Для примера, можно вспомнить о государственной монополии на выпуск бумажных денежных единиц. Очень близкая понятие по условиям к абсолютной монополии является ситуация чистой монополии.
Чистой монополией называют положение на рынке, когда одно предприятие контролирует более 50% выпуска какой-либо продукции. Чистая монополия как правило встречается на региональных и местных рынках. Примерами могут быть такие организации как автомобильный завод, региональный молокозавод, птицефабрика, Морпорт, Горгаз и так далее.
Чистая монополия, основные черты:
- Манипулирование ценой и объемом выпуска продукции в своих интересах. Для совершенной конкуренции характерно положение, когда цена для фирмы задана извне, связано Это с тем что каждая фирма представляет лишь некоторую долю совокупного предложения на рынке. В условиях монополии ситуация противоположная. Монополист может вызывать изменение цены, делая это определенными манипуляциями количеством предлагаемого на рынке продукта.
- В случае монополии, чаще всего, термины фирмы и отрасль являются синонимами. Это говорит о том, что одна фирма, одновременно, является единственным производителем определённого продукта или единственным поставщикам конкретной услуги. Отсюда следует, что чистый или абсолютный монополист, это есть отрасль, которая состоит из одной организации.
- Еще одной характерной чертой в чистой монополии является отсутствие близких заменителей продукции. Связано это с тем, что продукт монополиста зачастую является уникальным настолько, что у покупателя нет никаких приемлемых альтернатив. В связи с чем, покупатель так или иначе вынужден соглашаться на условия монополиста, либо обходиться вообще без его товара.
- Далее, надо указать, что вступление в отрасль положение чистая монополия заблокирована. В связи с тем, что монополист имеет финансовый интерес удержание своих позиций на рынке, он создает препятствия для возникновения какой-либо конкуренции. Следовательно, существование монополии напрямую зависит от наличия на рынке определённых барьеров вступления в отрасль. Но бывают исключения, и для того чтобы предприятие смогло занять монопольные позиции, достаточно просто благоприятного стечения обстоятельств. Такой тип монополий называют временными или открытыми, то есть предполагается что предприятие стало монополистом случайно, а доступ в отрасль для других, желающих вступить, ничем не ограничен. Помимо этого, существующие барьеры вступления в отрасль при определённых обстоятельствах являются сложными в краткосрочном периоде, но могут оказаться вполне непреодолимыми в долгосрочном периоде.
Олигополия и дуополия. Понятие, черты, примеры
Олигополия (по‑гречески oligos pōleō – мало продающих) это рыночная структура экономики несовершенной конкуренции А, который доминирующее положение имеют несколько крупных продавцов, которые обладают масштабный медалями рынка , а появление новых производителей затруднено. Олигополистами можно назвать предприятия кабельного телевидения, услуг сотовой связи и другое.
Когда в отрасли господствует всего два производителя, такое положение называют дуополией.
Основные черты олигополии:
- Конкуренция среди олигополистов носит неценовой характер, связано это с тем, что в случае использования ценовых методов конкурентной борьбы может возникнуть такое явление как ценовая война.
- Товары, которые выпускают олигополисты являются однородными и слабо дифференцированными.
- Признаваемая взаимная зависимость. Представляет собой общую деловую стратегию. Продавцы признают взаимную зависимость. Между олигополистами существует зависимость, благодаря которой, если один меняет цену либо объем выпуска продукции, то это неизбежно отражается на прибыли остальных. Соответственно другие олигопольные фирмы могут принять ответные меры. Отсюда следует, что успех каждой фирмы отдельно зависит от общей стратегии, которой следуют все фирмы данного конкретного рынка. Каждое предприятие, разрабатывая свою стратегию, вынужденно принимает в расчет те реакции соперников, которые могут возникнуть.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
Это рыночная структура несовершенной конкуренции, характеризующаяся положением рынка, когда достаточное количество производителей предлагает потребителю схожий по функционалу, но не идентичный продукт. Примерами монополистической конкуренции с дифференциацией продукта могут быть: продуктовые магазины, рынки моющих средств, парикмахерские, рестораны и так далее.
Рассмотрим основные черты монополистической конкуренции.
В первую очередь, это дифференциация продукта - создание действительных или мнимых отличий, для того чтобы сделать товар уникальным, а положение организации на рынке - монопольным. Монопольная власть в рамках монополистической конкуренции достаточно слаба из-за того, что предприятия занимают небольшие доли на рынке. Но чем более уникальный продукт предлагает предприятие, тем более сильной монопольной властью оно обладает. Здесь ключевую роль играет так называемая информационная асимметрия рынка. Так называют ситуацию, когда покупатели, не имея достаточных знаний о тех товарах, которые предложены и ценах на них, принимают неверные, нерациональные решения при покупке.
Неценовая конкуренция также является особенностью монополистической конкуренции и заключается в ситуации, когда предприятие предлагает продукт, который значительно отличается от других продуктов рынка. Здесь можно говорить о затратах на конкурентную борьбу, на маркетинговые усилия по поддержке своей торговой марки, в виде различных направлений рекламы , изощренные упаковки, предоставление дополнительных услуг и так далее в такой ситуации фирма может получать дополнительную прибыль до тех пор пока аналогичные выше улучшения не будут представлены фирмами конкурентами. Тогда она теряет объемы продаж, а порой и затрачивает средства на дифференциацию продукта.
Независимое функционирование каждого производителя. В связи с тем что на рынке наблюдается большое количество фирм , сговор или согласованную стратегию ввести невозможно.
Метод ценовой конкуренции. Заключается в том, что несмотря на дифференциацию товара, тем не менее, продукцию можно заменить другой продукцией, в связи с этим спрос зависит от цен на те товары, которые являются заменителями.