Рыночная структура
Рыночная структура – это совокупность различных форм, методов, признаков, которые могут охарактеризовать рыночную деятельность конкретной отрасли рынка.
Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельность рыночной отрасли, например, определить какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.
Внутри рынка, как утверждают многие специалисты в области экономики и хозяйства, действует множество рыночных структур различного типа и направленности. Однако, есть ряд признаков, которые помогают упорядочить рыночные структуры, исходя из наличия у всех них общих параметров.
Причины возникновения рыночных структур
Рассмотрим основные причинами возникновения рыночных структур по праву.
Первая причина - разделение труда среди людей. В далекие времена рынок основывался на том, что люди умели делать хорошо, например, кто-то пек хлеб, другой знал как ловить рыбу, третий шил сапоги, потом они обменивались товаром на рынке. До этого момента, рыночные структуры не существовали.
Следующая причина - уровень специализации труда. В основе данной причины лежит то, что все производители на рынке стали не только создавать продукт определенного вида и качества, а делать множество вариантов этого продукта (разновидностей). Это привело к тому, что каждый продукт стал, так или иначе, интересен определенной отрасли.
Ограниченность ресурсов на рынке. Все экономические ресурсы на земле ограничены и когда общество достигло момента для понимания этого, рынок и его структура и предложили обмен ресурсами между людьми. То есть, один человек владел одним или несколькими ресурсами и мог поменять их на другие ресурсы у других владельцев. Все ресурсы привязаны к своей рыночной структуре.
Экономические права собственника. Данная причина говорит о том, что собственник ресурсами вправе сам определять, когда и кому он продаст товар, во сколько и по какой цене. Это привело к образованию сначала рынка, а потом рыночных структур, как вытекающего последствия. Так как обладателей ресурсов было несколько, то зарождались рыночные отношения, так как собственник хоть и мог решать, кому и когда продавать товар, но, так или иначе, должен был ориентироваться на «конкурентов» с таким же товаром.
Признаки рыночных структур
Основными признаками рыночных структур являются:
- Количество фирм, действующих на рынке. Количество действующих фирм на рынке, так или иначе, должно влиять на равновесие рынка. Если компаний в рыночной структуре очень много, то новая фирма, вышедшая на рыночную арену не способна влиять на равновесие рынка, даже с помощью таких рычагов как: объем продукции, цена товара или активный маркетинг. Чем меньше фирм в рыночной структуре, тем больше шанс влияния на рынок. Поэтому те рыночные структуры, что имеют меньшее количество фирм, более привлекательны с точки зрения бизнеса;
- Ценовой контроль. В зависимости от количественного признака рыночных структур зависит и ценовой признак, а точнее реализация контроля над этим параметром. Чем больше фирм в рыночной структуре, тем меньше компания может контролировать цену на выпускаемый ею товар, и чем меньше фирм на рынке, тем больше может реализовывать ценовой контроль фирма над своим товаром. Поэтому от ценового контроля зависит доход предприятия в данный момент времени и в будущем;
- Вид выпускаемой продукции. От того, что производит компания, а также от вида выпускаемого товара зависит его успех на том или ином рынке. Если большая часть продукции в рыночной структуре носит дифференцируемый характер, то конкуренция в такой отрасли не так высока. А если, наоборот, товар носит стандартизованный характер, то конкуренция в структуре серьезная. Это связано с тем, что дифференцированный товар означает, что один и тот же вид товара можно производить в разных вариациях, например, стиральный порошок, предназначение – стирать белье. Однако, может существовать множество видов порошков, с разными запахами, свойствами, ценами, для ручной стирки или автомат и т.д. Фирмы с таким товаром могут более жестко контролировать цены на товар, в отличие от стандартизованного товара, где ценовой контроль минимальный;
- Параметры вступления в рыночную структуру. Как известно, далеко не во все рыночные структуры можно легко и просто вступить и начать работать. Большая часть рыночных структур открытая, то есть дает возможность без барьерного дальнейшего развития в определенной нише товаров или услуг. Но есть отрасли, которые подразумевают определенные условия для того, чтобы в них работать. Например, нефтегазовая отрасль или добыча полезных ископаемых. Доступные рыночные структуры подразумевают высокую конкуренцию среди работающих в них компаний, тогда как слабо доступные рыночные структуры работают с меньшей конкуренцией на рынке;
- Неценовая конкуренция внутри рыночных структур. Данный признак говорит о том, что внутри рыночных структур, где преимущественно реализовывается товар дифференцированного характера, между фирмами идет борьба неценовая, а по уровню качества производимого товара или каких-то дополнительных преимуществ. Дифференцированный рынок предполагает большую конкуренцию, рынок с большой конкуренцией говорит о том, что цены на товар скорее всего будет диктовать сам рынок, что приведет к снижению контроля цен на товар со стороны компаний, а, следовательно, предприятиям ничего не останется как завоевывать потребителей с помощью неценовой конкуренции, за счет совершенствования свойств своего товара и продукции.
Таким образом, данные признаки рыночных структур позволяют выявить общие особенности, которые объединяют все предприятия и принципы их работы во всех отраслях рынка. Отраслей рынка на сегодняшний день огромное множество, признаки рыночных структур позволяют предпринимателям выбрать для себя оптимальную нишу.