Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Признаки рыночных структур

Рыночная структура

Определение 1

Рыночная структура – это совокупность различных форм, методов, признаков, которые могут охарактеризовать рыночную деятельность конкретной отрасли рынка.

Замечание 1

Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельность рыночной отрасли, например, определить какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.

Внутри рынка, как утверждают многие специалисты в области экономики и хозяйства, действует множество рыночных структур различного типа и направленности. Однако, есть ряд признаков, которые помогают упорядочить рыночные структуры, исходя из наличия у всех них общих параметров.

Причины возникновения рыночных структур

Рассмотрим основные причинами возникновения рыночных структур по праву.

Первая причина - разделение труда среди людей. В далекие времена рынок основывался на том, что люди умели делать хорошо, например, кто-то пек хлеб, другой знал как ловить рыбу, третий шил сапоги, потом они обменивались товаром на рынке. До этого момента, рыночные структуры не существовали.

Следующая причина - уровень специализации труда. В основе данной причины лежит то, что все производители на рынке стали не только создавать продукт определенного вида и качества, а делать множество вариантов этого продукта (разновидностей). Это привело к тому, что каждый продукт стал, так или иначе, интересен определенной отрасли.

Ограниченность ресурсов на рынке. Все экономические ресурсы на земле ограничены и когда общество достигло момента для понимания этого, рынок и его структура и предложили обмен ресурсами между людьми. То есть, один человек владел одним или несколькими ресурсами и мог поменять их на другие ресурсы у других владельцев. Все ресурсы привязаны к своей рыночной структуре.

«Признаки рыночных структур» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Экономические права собственника. Данная причина говорит о том, что собственник ресурсами вправе сам определять, когда и кому он продаст товар, во сколько и по какой цене. Это привело к образованию сначала рынка, а потом рыночных структур, как вытекающего последствия. Так как обладателей ресурсов было несколько, то зарождались рыночные отношения, так как собственник хоть и мог решать, кому и когда продавать товар, но, так или иначе, должен был ориентироваться на «конкурентов» с таким же товаром.

Признаки рыночных структур

Основными признаками рыночных структур являются:

  1. Количество фирм, действующих на рынке. Количество действующих фирм на рынке, так или иначе, должно влиять на равновесие рынка. Если компаний в рыночной структуре очень много, то новая фирма, вышедшая на рыночную арену не способна влиять на равновесие рынка, даже с помощью таких рычагов как: объем продукции, цена товара или активный маркетинг. Чем меньше фирм в рыночной структуре, тем больше шанс влияния на рынок. Поэтому те рыночные структуры, что имеют меньшее количество фирм, более привлекательны с точки зрения бизнеса;
  2. Ценовой контроль. В зависимости от количественного признака рыночных структур зависит и ценовой признак, а точнее реализация контроля над этим параметром. Чем больше фирм в рыночной структуре, тем меньше компания может контролировать цену на выпускаемый ею товар, и чем меньше фирм на рынке, тем больше может реализовывать ценовой контроль фирма над своим товаром. Поэтому от ценового контроля зависит доход предприятия в данный момент времени и в будущем;
  3. Вид выпускаемой продукции. От того, что производит компания, а также от вида выпускаемого товара зависит его успех на том или ином рынке. Если большая часть продукции в рыночной структуре носит дифференцируемый характер, то конкуренция в такой отрасли не так высока. А если, наоборот, товар носит стандартизованный характер, то конкуренция в структуре серьезная. Это связано с тем, что дифференцированный товар означает, что один и тот же вид товара можно производить в разных вариациях, например, стиральный порошок, предназначение – стирать белье. Однако, может существовать множество видов порошков, с разными запахами, свойствами, ценами, для ручной стирки или автомат и т.д. Фирмы с таким товаром могут более жестко контролировать цены на товар, в отличие от стандартизованного товара, где ценовой контроль минимальный;
  4. Параметры вступления в рыночную структуру. Как известно, далеко не во все рыночные структуры можно легко и просто вступить и начать работать. Большая часть рыночных структур открытая, то есть дает возможность без барьерного дальнейшего развития в определенной нише товаров или услуг. Но есть отрасли, которые подразумевают определенные условия для того, чтобы в них работать. Например, нефтегазовая отрасль или добыча полезных ископаемых. Доступные рыночные структуры подразумевают высокую конкуренцию среди работающих в них компаний, тогда как слабо доступные рыночные структуры работают с меньшей конкуренцией на рынке;
  5. Неценовая конкуренция внутри рыночных структур. Данный признак говорит о том, что внутри рыночных структур, где преимущественно реализовывается товар дифференцированного характера, между фирмами идет борьба неценовая, а по уровню качества производимого товара или каких-то дополнительных преимуществ. Дифференцированный рынок предполагает большую конкуренцию, рынок с большой конкуренцией говорит о том, что цены на товар скорее всего будет диктовать сам рынок, что приведет к снижению контроля цен на товар со стороны компаний, а, следовательно, предприятиям ничего не останется как завоевывать потребителей с помощью неценовой конкуренции, за счет совершенствования свойств своего товара и продукции.
Замечание 2

Таким образом, данные признаки рыночных структур позволяют выявить общие особенности, которые объединяют все предприятия и принципы их работы во всех отраслях рынка. Отраслей рынка на сегодняшний день огромное множество, признаки рыночных структур позволяют предпринимателям выбрать для себя оптимальную нишу.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot