Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Результативность функционирования отраслевых рынков

Все предметы / Экономика / Результативность функционирования отраслевых рынков
Определение 1

Отраслевой рынок – это часть рыночного пространства, которая характеризуется сочетанием специфических запросов потребителей и специфических, способных эти запросы удовлетворить, продуктов, которые в своей основе имеют общую материальную, технологическую и техническую базу.

Понятие отраслевого рынка

Рыночную экономику следует рассматривать как совокупность нескольких рынков. Рынки могут выделяться как по территориально-географическому признаку (региональные и местные рынки), так и по признаку сферы хозяйственной деятельности (отраслевые рынки).

Отраслевой рынок можно представить в виде пересечения потребительского сегмента и товарного сектора, отличительной чертой которого является специфика процесса по производству товара.

  • Потребительский сегмент – это конкретный контингент покупателей, которые располагают группой схожих признаков (однородными неудовлетворенными потребностями, примерно одинаковым уровнем денежного дохода, едиными взглядами на жизнь и т.д.).
  • Товарный сектор – это конкретная группа хозяйствующих субъектов, которые производят и предлагают к реализации на рынке группу однородных товаров.

Понятие «отраслевой рынок» стоит отличать от понятия «отрасль». Отрасль по своему характеру – это технологическое понятие. Ее анализируют, прежде всего, с точки зрения производителей. Отраслевой рынок – это более экономическое понятие. Его анализ обычно проводится с позиций потребителей.

Как и любой другой, отраслевой рынок имеет три главных субъекта – домашние хозяйства (потребители), фирмы (производители и посредники) и государство. Структурно отраслевые рынки могут функционировать в форме совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

Сущность и проявление результативности отраслевых рынков

Готовые работы на аналогичную тему

Отраслевая организация рынков стала предметом тщательного изучения в 1930-е гг. после опубликования работ гарвардских исследователей Э. Мэйсона и Дж. Бэйна. Они утверждали, что результативность функционирования отраслевых рынков находится в зависимости от значения таких параметров, как сложившаяся структура рынка и особенности поведения на нем продавцов и покупателей.

Поведение производителей в значительной степени определяется уровнем барьеров, установленных на вход и выход с рынка. А дифференциация продукта является прямым следствием степени концентрации производителей на рынке. Кроме того, необходимо учитывать различия в стратегиях фирм по ценообразованию, выбору продуктовой ниши и методов продвижения продуктов на рынок.

Многие экономисты рассматривают результативность рынка как качественную характеристику.

Во-первых, результативность рынков напрямую связывают с уровнем конкуренции на нем. Считается, что рост результативности рынка имеет место в случае снижения уровня его монополизации, поскольку при конкуренции наилучшим образом происходит аллокация ограниченных экономических ресурсов.

Во-вторых, под ростом результативности рынка зачастую понимается его трансформация в сторону состоятельности. Речь идет по увеличении способности рынка самостоятельно осуществлять рациональное использование ограниченных ресурсов.

Если рассматривать результативность функционирования отраслевых рынков в качестве результата взаимодействия ряда параметров, то можно выделить следующие возможные направления проявления результативности:

  • Эффективность экономики, т.е. получение максимально возможного реального дохода по итогу распределения ограниченных ресурсов;
  • Прогрессивность экономики, что проявляется в постоянном улучшении способов организации производственных факторов, качества и разнообразия продуктов, а также в пополнении запасов экономических ресурсов;
  • Экономика всеобщей (максимальной) занятости, но при недопущении избыточно высоких темпов инфляции;
  • Справедливость экономики, которая заключается в соответствии распределения реального дохода удовлетворению, во-первых, важнейших потребностей, во-вторых разумных ожиданий, и возмещению, приложенных к производству усилий.

Факторы результативности функционирования отраслевых рынков

Для того, чтобы дополнить представление о результативности функционирования отраслевых рынков, рекомендуется проанализировать труды Р. Кэйвса и Ф. Шерера, которые изучали именно этот объект исследования. Они выделили несколько факторов, воздействие которых определяет итоговое значение результативности рынка.

Прежде всего, требуется предотвращение расточительства в отношении ограниченных ресурсов. Это касается не только производителей, которые склонны перекладывать свои издержки на третьих лиц, но и покупателей, которые могут поступать нерационально и совершать нерациональное потребление.

Отраслевой рынок должен обладать таким товарным механизмом, который бы установил гармонию во взаимосвязи производства и потребления. В результате этого предприятия будут принимать ключевые решения насчет производственного процесса только при первоочередном учете рыночных сигналов об изменении величины и объема платежеспособного спроса.

Рассматривая функционирование отраслевого рынка в долгосрочной перспективе, должен фиксироваться устойчивый рост доходов населения. Это проявляется и в увеличении объемов платёжеспособного спроса, и в увеличении объемов производства в стоимостном выражении (с учетом инфляции).

Производители на отраслевом рынке, стремясь к снижению затрат на создание единицы продукции, должны на регулярной основе предпринимать попытки внедрить в производственный процесс новые технологии и технические новшества. Это, в частности, позволит отраслевому рынку полностью использовать все виды ресурсов (в том числе трудовые ресурсы).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Олеговна Павловская

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис