Сущность региональной экономики
Региональная экономика – это прикладное направление экономической теории, изучающее принципы рационального расположения производства и рынков сбыта.
Выделение макроэкономики в отдельную область научного знания произошло не так давно. До этого экономические школы занимались отдельными вопросами микроэкономики. Требования времени, накопленные знания и кризисные явления в мире послужили формированию принципиально новой дисциплины, рассматривающей совокупные показатели и явления. Макроэкономика активно взаимодействует с другими областями общественного знания. На стыке экономической теории и экономической географии возникла региональная экономика.
Дисциплина появилась в середине двадцатого века в США. В СССР она пришла в середине шестидесятых. Однако, в СССР она рассматривалась в качестве науки, помогающей оптимизировать работу отдельных отраслей экономики. Региональная экономика широко использовалась для разработки экономических планов, составлявших основу командно-административного управления советской хозяйственной системы.
Целью существования данной дисциплины можно назвать поиск оптимальных путей соответствия общего экономического положения страны и ее регионов, в частности. Региональная экономика рассматривает множество задач, к которым относят:
- Хозяйствование отдельного региона.
- Установление экономических региональных отношений.
- Исследование региональных хозяйственных систем.
- Рациональное размещение производства.
- Элементы экономической жизни регионов.
- Осуществление управления регионом.
В сферу интересов региональной экономики входят ресурсы, эффективное размещение факторов производства, инфраструктура, трудовые ресурсы, то есть производительные силы в пределах одной территории. Регион может совпадать с юридическими границами, установленными административно-правовым делением. Либо он может иметь границы, связанные с экономической деятельностью.
Типы экономических регионов
В зависимости от структуры экономические регионы делят на два типа:
- В однородном регионе нет существенных внутренних различий, то есть его ресурсы, природно-климатические условия и иные характеристики являются относительно однородными. Однако, на практике такой регион встретить достаточно сложно, так как часть элементов все равно будет вносить диссонанс.
- В узловом регионе имеется один или несколько центров. Они являются связующим звеном для остальных территорий региона.
Узловые регионы имею определенную структуру. Они состоят из точки, центра, ядра и периферии. Внутри региона имеется большое число элементов, связанных не только с организацией производства, но и с распределением населения. Центрообразующие узлы могут иметь различную природу. Например, он может быть промышленным, то есть объединять в себе ряд промышленных предприятий, расположенных в одном или нескольких населенных пунктах. Транспортный узел представляет собой место пересечения транспортных коммуникаций. Узел может быть территориально-производственным. В нем сочетаются производственная и социальная инфраструктура.
Большое региональное объединение, включающее в себя транспортные, промышленные узлы, территориально-производственные образования называется агломерацией.
Региональная экономика может рассматривать территории с точки зрения расселения людей. Так выделяют городские и сельские виды расселений. Города могут выполнять множество функций. Например, многофункциональные города объединяют в себе сразу много отраслевых видов производства. Сельские поселения больше привязаны к истории региона, его территориальным и природным особенностям.
Теоретические основы региональной экономики
Региональная экономика имеет мощную научную основу, элементы которой тесно переплетаются с фундаментальным экономическим знанием. Стоит отметить, что экономика региона зачастую независима от национальной, хотя они и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Теория Тюнена является основополагающей для региональной экономики. Он рассматривал изолированную систему, в центре которой расположен город, который является рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и продавцом промышленных товаров. Цена сельскохозяйственной продукции напрямую зависит от транспортных издержек, то есть удаленности региона от центра. Тюнен доказал, что при такой системе производственного обмена оптимальным является круговое размещение сельскохозяйственных угодий относительно города. На основе своей теории Тюнен смог вывести закономерность ценообразования на ренту.
Вебер создал теорию, классифицировавшую факторы размещения по интенсивности их влияния. Затем он отбросил элементы издержек не зависящие от местоположения производства, и смог выделить три основных фактора:
- Издержки на сырье.
- Издержки на труд.
- Издержки на транспортировку.
Таким образом, Вебер выделял три основных признака оптимального размещения производства – агломерацию, рабочую силу и транспорт. Транспортные издержки зависят от расстояния и веса. Чтобы вычислить рациональное местоположение предприятия используется треугольник Лаунхардта. Далее система усложняется вводом нового параметра – рабочей силы. Здесь помимо треугольника строятся изодапаны. Их смысл заключается в том, что перемещение производства в место доступной рабочей силы приведет к изменению транспортных издержек. Должны существовать такие пункты, где прирост транспортных издержек будет одинаков для любых размещений. Влияние агломерации так же проводится относительно изменения транспортных издержек. Чтобы регион стал мощным во многих аспектах его размещение должно учитывать не только транспортные издержки и издержки на оплату труда, но и возможность концентрации производства.
Теория Кристаллера затрагивает вопрос расселения населения относительно агломерационных центров. Он включает в себя элементы административной, рыночной и транспортной ориентации размещения людей в пространстве.