Понятие экономических ресурсов
Экономические ресурсы – это факторы производства, которые используются для создания востребованных обществом благ.
Классическая экономическая теория признает труд, капитал, землю, предпринимательский талант в качестве экономических ресурсов. Еще одним фактором является информация. Она выступает в качестве предмета труда, но может быть товаром, обладающим высокой ценой.
Под землей понимается поверхность планеты и ее недра. Полезные ископаемые, энергоресурсы, сила природных явлений используется человеком для получения сырья, энергии, которые преобразуются для получения результата. Чтобы произвести благо человек прикладывает целенаправленные усилия. Как правило, у индивида есть идея, которую он реализует с помощью ресурсов и труда в конечный продукт.
Капитал представляет собой финансовые ресурсы, необходимые для обслуживания производственных процессов. Его участие происходит через инвестирование в хозяйственную деятельность с целью извлечения регулярного дохода. Достижение коммерческого результата невозможно без приложения смекалки и умения рисковать. Предпринимательский талант заключается в умении объединить факторы производства и организовать работу таким образом, что появится возможность создавать конкурентный продукт в долгосрочной перспективе. Информация считается относительно новым ресурсом, ставшим актуальным в период быстрого развития автоматизации, высоких технологий. Информация может стать предметом труда, а также быть конечным продуктом.
Выделяют еще один тип факторов производства – человеческий потенциал. Сегодня знания и новаторский подход ценятся наравне с другими экономическими ресурсами. Инвестируя в развитие человеческого ресурса, предприниматели закладывают основу для долгосрочного и плодотворного сотрудничества с талантливыми индивидами, способными продвигать их блага и обеспечивать высокий уровень доходов.
Спрос на экономические ресурсы
Экономика строится на производственном процессе, который осуществляется в реальном секторе. Чтобы создавать блага предпринимателям необходимы факторы производства, с помощью которых они могут получать товары и услуги. Конечная цель работы предприятия – регулярное получение прибыли. В условиях рыночной экономики субъекты хозяйствования сталкиваются с конкуренцией, которая заставляет их искать пути повышения собственной конкурентоспособности. Современный рынок товаров и услуг перенасыщен настолько, что залогом долговременного существования фирмы является постоянное снижение затрат и увеличение выручки.
Приобретение факторов производства создает самые большие расходы. Чтобы увеличить выручку, предпринимателю потребуется больше экономических ресурсов. Получается, что спрос на них зависит от спроса, предъявляемого конечным потребителем на товары и услуги. Под величиной спроса на экономический ресурс понимается его объем, который готовы приобрести покупатели по текущему уровню цен.
Как правило, совокупный спрос на экономические ресурсы состоит из суммы индивидуальных спросов. Предприятия редко используют сырье, обычно они закупают продукцию у иных фирм-посредников, а затем, перерабатывают ее для получения конечного товара или услуги. Спрос на экономические ресурсы формируется под влиянием следующих факторов:
- Текущая конъюнктура рынка.
- Цена на ресурсы.
- Производительность и технологии.
- Цена продажи.
- Цена на товары-субституты.
- Соотношение факторов производства.
Чем выше производительность ресурса, тем больше спрос на него и наоборот. Производительность определяется величиной предельного продукта. Реакция на изменение объема экономического ресурса на цену отслеживается с помощью эластичности спроса.
Экономические ресурсы в производстве
Производственная деятельность заключается в приспособлении человеком веществ для удовлетворения собственных потребностей. В производстве используется вся совокупность факторов производства с целью достижения коммерческого результата. Для организации хозяйственного процесса необходима предпринимательская способность, с помощью которой появится возможность соединить экономические ресурсы для получения прибыли. Современный предприниматель должен обладать навыками управления и экономическими знаниями. Так же организация сбыта или маркетинговая кампания должны им контролироваться. Предпринимательство часто ассоциируют с малым и средним бизнесом, где организатор является сразу и руководителем. На крупных предприятиях собственники обычно не участвуют в управлении, а получают доход и лишь изредка участвуют в общих собраниях.
Предприниматель на свой страх и риск действует в условиях рынка, выбирая стратегии и тактики, которые смогут привести его к желаемому результату. Чем выше риски, тем выше вероятность получения сверхприбыли. Однако, предприниматель несет ответственность за невыполнение обязательств в срок перед контрагентами и другими субъектами, с которыми он вступает в отношения.
Эффективное использование экономических ресурсов во многом зависит именно от предпринимателя. Он отслеживает их достаточность, изыскивает пути снижения расходов на приобретение человеческого капитала, природных ресурсов, информации. Так же он регулирует отдачу от финансовых вложений. Самой большой статьей расходов остается оплата труда. Она состоит не только из фонда заработной платы, но и из обязательных платежей в пользу государственного бюджета. Поэтому вкладываясь в сотрудников, предприниматель рассчитывает на отдачу, соответствующую его расходам.
Капитал разделяется на реальный и финансовый. Первый состоит из двух групп – основного и оборотного. Основные фонды многократно используются в производстве, а их износ списывается на себестоимость. Оборотные средства полностью расходуются в одном цикле производства. Финансовый капитал обычно состоит из средств, обозначенных уставом компании, а также из резервов, формируемых из выручки.