Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на хозяйствующие субъекты и конъюнктуру рынка для стабилизации сложившейся социально-экономической системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Необходимость государственного регулирования экономики
Сущность вмешательства государства в экономику сводится к его объективной необходимости, тогда как изменение уровня такого воздействия определяется спецификой функционирования и этапом становления государственной экономики. Исторически сложилось так, что в обществе правительство практически постоянно гарантировало власть, которую можно назвать главенствующей в финансовом отношении.
Необходимость государственного регулирования экономики объясняют следующие основные первопричины:
- Из-за увеличивающегося обобществления производства происходит ужесточение его публичного характера.
- Наличие «провалов» рынка – тех трудностей в финансовой жизнедеятельности общества, которые не под силу решить силами только рыночной экономики. Среди таких провалов: непостоянство и повторяющиеся изменения производственных процессов; ограниченный набор законных методов конкурентной борьбы; процессы недопроизводства общественных благ; присутствие внешних экстерналий и вмешательства.
Сущность государственного регулирования экономики и обстоятельства, изъясняющие его необходимость делают подобное проникновение предпочтительным и даже непременным для обеспечения общественной и финансовой устойчивости и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Финансовое и общественное становление определяет справедливую вероятность реализации на практике регулирующих мер в экономике. Потенциал этого регулирование возрастает вместе с повышением концентрации производства и денежной наличности, усилением вертикальных и горизонтальных интеграционных процессов в экономике. В экономической теории описана способность рыночного механизма к саморегулированию, которое построено на определенном интересе, связанном со стремлением к максимизации прибыли. Он является главным побудителем силы экономического развития. Например, согласно теории Адама Смита, эффективность экономики будет возрастать тогда, когда из нее будет исключено государственное регулирование. Однако в условиях современного рынка необходимо понимать, выполнение государством регулирующих функций связано с существованием различных сфер, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма. Сюда можно включать, прежде всего, товары и услуги общественного пользования, потребляемые обществом коллективно.
Причины, вызывающие необходимость государственного регулирования экономики
Различные проблемы, не решаемые с помощью рыночного конкурентного механизма, связаны с побочными эффектами: механизм рынка не в состоянии реагировать на явления, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности современного человека.
На практике существует подтверждение, что такие ситуации становятся причиной так называемого фиаско рынка. Одна из важнейших причин связана с таким свойством рынка, как стремление к монополизации. В подобных условиях обеспечение конкуренции и создание факторов для реализации рынком своих функций жизненно необходимо выработать и применять антимонопольное законодательство на государственном уровне.
Кроме того, за границами рыночных механизмов существуют трудности, связанные со справедливостью и равноправием. С позиции рыночного механизма, рыночное распределение является справедливым, однако на практике оно становится причиной социального неравенства. Если такое несправедливое рыночное распределение затронет основную массу населения, могут возникнуть суровые общественные инциденты.
Факторы, которые вызывают необходимость государственного регулирования экономики, достаточно разнообразны, однако их целесообразно объединить в отдельные группы в зависимости от критерия, связанного с разрешением экономических проблем.
Причины, вызывающие необходимость государственного регулирования экономики:
Поскольку основная движущая сила рыночного механизма связана с конкуренцией, вследствие развития подобного механизма в экономике появляются разного рода монополии. Из-за монополизации происходит разрыв конкурентного начала экономики, что отрицательно влияет на разрешение проблем на макроэкономическом уровне, а также понижает эффективность общественного производства. Во времена укрепления капитализма капитал монополистов начинал «врастать» в государственную систему управления для достижения личных интересов частных лиц.
Существование таких видов производства, которые не поддаются рыночному регулированию. Как правило, они имеют убыточный характер или длительный срок окупаемости капиталовложений, высокую степень риска, высокую степень стандартизации, и функционируют в интересах всех членов общества. Отсутствие таких производств делает жизнь общество невозможной, а результаты их деятельности нельзя оценивать с точки зрения оптимального экономического эффекта.
Ограниченность возможностей рыночной саморегуляции в обеспечении:
- равновесия экономической системы,
- занятости граждан страны на необходимом и достаточном уровне,
- рациональных принципов экономического поведения.
Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для всех мировых правительств вне зависимости от типа хозяйствования: от рыночной экономики до командно-распределительной системы. Минимальные границы, необходимые для регулирования реального рынка, определяет сама организация финансового обращения, производство продуктов общественного употребления для устранения негативного влияния внешних эффектов. Максимально допустимая граница для государственного вмешательства в экономику зависит от перераспределения прибылей, обеспечения определенного уровня занятости, противодействия монополизму и инфляционным явлениям, развития научных и технологических исследований, проведения региональной политики, реализации интересов государства на международной арене.