Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема стабильности рыночного равновесия и ее проявление в России

Все предметы / Экономика / Проблема стабильности рыночного равновесия и ее проявление в России

Рыночное равновесие

Определение 1

Рыночное равновесие – это такое положение рыночной системы, при котором вся созданная продукция может быть продана, а потребность удовлетворена при заданном уровне цен.

Характерной особенностью рыночного равновесия является сбалансированность экономических сил. Если внешнее воздействие отсутствует, то основные показатели не будут изменяться. Рыночное равновесие характеризуется равенством между объемом спроса и предложения.

Установление соответствие между предложением и спросом ведет к созданию цены, которая удовлетворит интересы всех сторон. Производители смогут окупить расходы и получить прибыль. Потребители при заданной цене удовлетворят свои потребности за приемлемую стоимость. Цена в свою очередь так же может выполнять уравновешивающую функцию. Когда она близится к равновесной, то решение о покупке и продаже становится синхронным. В случае, если возникает несоответствие и провал рынка, то может понадобиться административное вмешательство в действующие на рынке процессы.

Равновесие может быть устойчивым в каком-то периоде. Поэтому выделяют абсолютную, относительную, локальную и глобальную устойчивость. Последние две характерны для определенных территорий. Цена равновесия способствует распределению готовой продукции. Она предоставляет информацию участникам рынка о ситуации на нем. Производители регулируют объем выпуска, а потребители получают представление о соотношении цены и качества. Цена может стимулировать деловую активность или сдерживать ее. Она способствует балансу сил.

Цена может быть нормирующей, то есть влияющей на распределение благ в системе. Она дает сигнал покупателям о том, что какой-то товар или услуга доступны к покупке. Тогда есть возможность рассчитать уровень дохода. Так же происходит воздействие на производителей, которые анализируют потенциал рынка, смогут ли они окупить свои расходы или нет.

Проблема стабильности рыночного равновесия и ее проявление в России

Рыночного равновесия достичь в реальной практике весьма сложно. Связано это с тем, что предложение и спрос влияет множество факторов. Если раньше ценовая конкуренция была действенным инструментом конкурентной борьбы, то теперь на равновесие влияют неценовые факторы, среди которых:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Размер дохода потребителей.
  • Модные предпочтения покупателей.
  • Емкость рынка.
  • Инфляционные ожидания.
  • Размер сбережений и др.

Стоит помнить, что существуют товары, спрос на которые не зависит от классического закона рынка. Это так называемые отклонения спроса. Сюда относят блага, рост спроса на которые зависит от роста их цены. Это могут быть престижные товары, владение которыми определяет статус покупателя. Есть другая категория благ, спрос на которые растет даже при росте цен. Это товары первой необходимости. Тенденции к росту цен заставляют покупателей приобретать блага впрок, поэтому объем потребления увеличивается вне зависимости от цены.

Российская экономика отличается макроэкономической нестабильностью. Достаточно часто возникают ситуации аномального спроса на товары первой необходимости, например, на гречку, некоторые лекарственные препараты. Еще одной особенностью является недоверие к действующей системе власти и экономической политике. Это определяет инфляционные ожидания покупателей. В связи с ожиданием быстрого роста цен потребители могут создавать ажиотажный спрос на какой-либо товар или услугу.

Доходы российского населения остаются невысокими. Государство всячески старается стимулировать спрос, но максимальный эффект может быть достигнут за счет развития малого и среднего бизнеса. К сожалению, приватизация привела к тому, что появилось много крупных акционерных обществ, а малый и средний бизнес так и не развился. Сегодня он создает лишь 10% внутреннего валового дохода, когда в западных странах доход от предпринимательства составляет до 60% совокупного валового продукта. Это положительным образом влияет и на спрос, и на предложение. Рост конкуренции между множеством небольших фирм влияет на равновесие рынка.

Пути достижения рыночного равновесия в России

Считается, что рынок способен к саморегуляции. Но существуют ситуации, называемые провалами рынка. В этом случае требуется государственное вмешательство в экономические процессы. Власть влияет на деловую активность через налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику. Прямое воздействие резко ограничено. Задача государства – поддержание равновесных цен, что позволяет удерживать относительное рыночное равновесие. В результате оптимизируется соотношение предложения и спроса. Достижение равновесия должно учитывать временные изменения величин спроса.

Стоит отметить, что рыночная экономика не гарантирует справедливого распределения доходов, оно частично компенсируется за счет работы государственной власти. Бюджетные средства идут не только на поддержание функционирования государства, но и на решение социальных проблем. Это позволяет поддерживать приемлемый уровень доходов, а значит, обеспечивать производителей платежеспособным спросом.

В задачи государственной власти входит регулирование внешних эффектов и справедливое распределение общественных благ. Внешние эффекты могут негативно влиять на поведение производителей и потребителей. Доступ к общественным благам может вызывать оппортунистическое поведение субъектов. Чтобы этого не произошло, власть создает законы, ограничивающие негативное влияние этих эффектов.

Государственная власть в России придерживается политики невмешательства в экономические процессы. Однако, экономическая нестабильность требует активного участия власти. За счет кредитно-денежной политики осуществляется управление денежной массой и процентной ставкой, что стимулирует или сдерживает предложение. Социальная поддержка населения так же позволяет поддерживать платежеспособный спрос.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис