Общие сведения о государственном долге
Государственный долг — это общая сумма задолженности государства своим гражданам (физическим или юридическим лицам), гражданам других стран (физическим или юридическим лицам) и другим странам (их правительствам).
Составляющие государственного долга представим формулой: Государственный долг = (общая сумма накопленных бюджетных дефицитов – излишки бюджета) + обязательства перед иностранными кредиторами
Основными причинами формирования и роста долга государства являются: дефицит финансовых средств в бюджете государства и наличие у других субъектов мировой экономической системы свободных финансовых ресурсов.
Иными словами, государственный долг возникает в тот момент, когда расходы бюджета государства значительно превышают его доходы.
Грамотно сформированная политика в части государственного долга позволяет государству эффективнее развивать, а также своевременно «оздоравливать» экономику страны.
Государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг, соответственно, образовывается внутри государства перед его населением, другими субъектами хозяйствования. Причиной возникновения и роста внутреннего долга может быть дефицит бюджета. Последствием же такого долга могут быть: банкротство населения, изменения во внутриэкономической политике (повышение налогов, цен, рефинансирование и прочее), увеличение процентных выплат по такому долгу.
Внешний долг представляет собой задолженность государства гражданам (физическим и юридическим лицам), а также правительствам других государств.
Причинами появления такого долга могут быть следующие: получение финансовых средств у юридических лиц иностранных государств путем кредитования, а также посредством продажи ценных бумаг иностранным гражданам и государствам.
Что касается последствий внешнего государственного долга, то к ним относят:
- снижение уровня жизни граждан своего государства вследствие того, что есть необходимость отдавать бюджетные средства в счет погашения долга;
- выполнение «неудобных» для страны условий кредитных договоров;
- "ужимание» интересов своих граждан с экономической точки зрения, в счет оплаты долга иностранным государствам или гражданам.
Основные проблемы государственного долга и их решение в Российской Федерации.
Что касается конкретно Российской Федерации, то ее внутренний долг включает в себя следующее: задолженность государства по краткосрочным обязательствам, облигациям федерального и государственного сберегательного займа.
Ко внешнему государственному долгу относятся: кредитная задолженность перед иностранными финансовыми организациями и правительствами разных стран, кредитная задолженность перед международными финансовыми организациями, а также государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Можно сформировать следующие причины государственного долга Российской Федерации:
- Заимствования муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на покрытие бюджетного дефицита.
- Поручительства и гарантии, выданные государством другим заемщикам.
- Подписание кредитных договоров и договоров займа муниципальных образований и субъектов Российской Федерации с иностранными компаниями и государствами.
- Обязательства третьих лиц, которые государство берет на себя.
- Соглашения и договоры на пролонгацию долга (внутреннего или внешнего) за предыдущие периоды (года).
Помимо перечисленных нами причин, в последнее время влияние на появление и изменение размера государственного долга оказывают кризисы, реструктуризация долга и прочее.
К настоящему моменту, ситуация на государственных финансовых и экономических рынках стала немного лучше, однако она все еще оказывает негативное влияние на экономику государства в целом, а также на уровень и качество жизни граждан.
Проблема чрезмерного выпуска облигаций государственных займов, предоставления государственных гарантий, а также расширения кредитования государством, является очень актуальной и требующей срочного решения.
Эта проблема решаема, путем совершенствования методов эффективного управления финансовыми ресурсами государства, а также грамотного ведения экономической политики.
Помимо того, в Российской Федерации на настоящий момент времени нет четких, строгих границ государственного долго, что так же должно найти отражение в части политики государства.
Однако низкий уровень долговых обязательств государства еще не гарантирует качественную и достойную жизни для граждан. Необходимо укреплять финансовые позиции государства на внутреннем и мировом рынке, а также стремиться к уменьшению государственного долга как внешнего, так и прежде всего внутреннего.
На данный момент времени основными направлениями политики в части государственного долга (внутреннего и внешнего) являются следующие:
- увеличение государственного рефинансирования государственного долга;
- снижение размеров заимствований государства объемами государственного долга;
- увеличение роли внутреннего долга в системе государственных долгов;
- уменьшение финансирования затрат, идущих на сопровождение государственного долга;
- уменьшение объемов финансовой поддержки других государств;
- уменьшение объемов долга перед государствами – союзниками.
Министерство финансов Российской Федерации выделяет следующие цели относительно государственного долга: изменение и формирование новых позиций в политике государственного долга, в частности раздела, касающегося внутреннего государственного долга; формирование размеров внутренних государственных заимствований в таких объемах, чтобы обеспечить рынок муниципальных займов, необходимых для финансирования регионов экономики; проведение рефинансирования государственного долга с гарантией выполнения своих долговых обязательств.