Сущность малого бизнеса
Малый бизнес в качестве экономического явления обладает рядом черт, которые характерны вообще для предпринимательства, а также специфическим набором свойств, которые позволяют рассматривать его как самостоятельный объект исследования.
Различают следующие сферы изучения малого предпринимательства:
- В качестве определенного социально-экономического явления,
- В качестве объекта статистического учета,
- В качестве объекта воздействия государства, которое может быть регулирующего или фискального характера.
Во втором и третьем случае критериями определения структуры малого бизнеса из всей системы экономических структур будут являться, в первую очередь, четкие количественные критерии. При рассмотрении малого бизнеса в качестве социально-экономического явления на первый план выступают качественные аспекты.
Критерии определения малого предпринимательства
Малый бизнес в качестве определенной макроэкономической категории показывает существование в экономике системы мелких экономических субъектов (предприятий, фирм), которые обладают полной экономической самостоятельностью и связывают экономику в одно целое.
При определении малого предпринимательства в экономической литературе до настоящего времени не сложилось единого мнения, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей.
Авторы многих трудов часто дают произвольные определения малому бизнесу, определяя его наличием определенного количества рабочей силы или размером вложенного капитала.
В подходах при определении малого бизнеса можно выделить несколько критериев, в соответствии с которыми можно определить малое предприятие:
- Определение малого и среднего предприятия отличаются не только в разных странах, но и в внутри страны (по отраслям и территориям);
- Совокупность характеристик определяется в соответствии с практическими потребностями и должна служить конкретным целям;
- Большое количество определений отражает то, что малый бизнес не обладает четко выделенными границами.
При соотнесении предприятия к определенному сектору малого бизнеса в зарубежной статистике чаще всего применяют следующие критерии:
- Численность рабочих,
- объем валовой продукции,
- оборот капитала (продажи),
- объем фондов производства.
Качественные характеристики малого предприятия
Среди качественных характеристик малого предприятия выделяют:
- Единство в праве собственности и непосредственном управлении предприятиями, включая связанный с ними риск;
- Малый рынок сбыта, который не дает возможности предприятию оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цену или объем продаваемой продукции;
- Правовая независимость;
- Управление малым предприятием персонифицировано, так как собственник самостоятельно принимает участие во всех аспектах управления, а также принимает большинство решений.
Многие отечественные экономисты определяют малое предприятие как технически и технологически передовые, специализированные, мобильные, экономически эффективные предприятия, которые имеют относительно небольшую численность персонала.
На сегодняшний день некоторые малые предприятия по технической вооруженности и производительности зачастую не уступают крупным фирмам, все чаще становясь составными звеньями крупнейшего общественного производства.
Мировая практика показала, что важным критерием, на основе которого предприятие различных организационно-правовых форм можно отнести к субъектам малого предпринимательства, является, прежде всего, средняя численность работников, которые заняты в отчетном периоде на предприятии.
Наиболее общими критериями, на основании которых предприятие причисляется к разряду малого бизнеса, можно назвать:
- размеры уставного капитала;
- величину активов;
- объем оборота (прибыль, доход).