Сущность бюджетирования и его значение
В современных экономических условиях применение бюджетирования набирает все большую популярность. Это направление менеджмента компании используют достаточно активно, при этом используется понятие не просто «бюджет», а целый перечень терминов, и это понятно, поскольку на предприятии составляется и используется обычно несколько видов бюджетов.
Бюджет – количественное описание доходов и расходов предприятия, спланированное на определенный период времени.
При составлении бюджета планируется в том числе и финансовый результат, который в итоге получит компания (прибыль или убыток) при принятии конкретного бюджета.
Бюджет служит одним из главных инструментов механизма управления и регулирования деятельности, принимается и утверждается на уровне руководства, а его исполнение строго контролируется через выполнение ключевых показателей эффективности.
Сама суть бюджетирования в том, что все направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия строятся на балансировке между доходной и расходной статей, знании и определении источников возникновения доходов и направлений вложений средств, наличии центров финансовой ответственности.
Совокупность процедур, проводимых при составлении бюджета, представляет собой бюджетный цикл. Он состоит из нескольких ступеней:
- Процесс планирования при участии всех важных подразделений предприятия
- Выявление ключевых показателей деятельности
- Предположение возможных изменений бюджета при смене экономической ситуации
- Корректировка бюджета при наступлении таковой необходимости
Важно помнить, что финансовое планирование, т.е. бюджетирование, эффективно лишь при условии грамотной оценки всей совокупности доходов и расходов, включаемых в бюджет.
Виды бюджетов предприятия
Как уже говорилось выше, на предприятии составляется несколько видов бюджетов:
-
Важнейший бюджет – общий. Его еще называют основным или генеральным бюджетом. Он представляет собой сгенерированный по структурным подразделениям и направлениям деятельности план действий предприятия в целом на ближайшее время. Общий бюджет объединяет все отдельные бюджеты, характеризует совокупность всех финансовых и информационных потоков с целью принятия управленческих решений и контроля за их выполнением в сфере финансов.
-
При составлении основного бюджета одновременно принимаются:
- Прогнозный баланс
- План финансовых результатов (прибылей и убытков)
- План движения денежных средств
Основной бюджет обычно предполагает его деление на операционный и финансовый бюджеты. Такая структура генерального бюджета наиболее распространена.
-
Под операционным бюджетом принято понимать систему бюджетов, которые характеризуют доходную и расходную статьи в разрезе отдельных, запланированных на конкретный временной период для подразделения. Основу для составления операционного бюджета составляют более узкие специфические планы: план продаж, производственный план, план прямых затрат, коммерчески расходов и т.д.
-
Финансовый же бюджет включает в себя план движения денежных средств, бюджет капитальных вложений и агрегированный плановый баланс.
В отличие от привычных форм бухгалтерской или любой другой отчетности, форма бюджета ничем не регламентирована и принимается на предприятии с учетом его специфики деятельности и внутренней организационной структуры.
Кроме вышеуказанных основных видов бюджетов, на предприятии могут реализовываться планы следующего типа: бюджет движения ТМЦ, план дебиторской/кредиторской задолженности, инвестиционный бюджет и т.п.
Любой вид планирования, будь то стратегическое или тактическое, краткосрочное или на перспективу, позволяет в полной мере контролировать процесс деятельности предприятия. Бюджет в виде части стратегического плана развития способствует четкости и целенаправленности действий, становится основой для оценки эффективности работы как фирмы в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.