Сущность бюджетирования
Составными частями внутрифирменного бюджетирования считаются:
- Управленческие технологии,
- Организация системы бюджетирования,
- Организация автоматизации.
В процесс бюджетирования необходимо включить инструменты финансового планирования (вид и формат бюджета, систему целевых показателей и норматива), порядок осуществления бюджетов всех уровней управления и функциональных назначений.
Функционирование внутриорганизационного бюджетирования должно соответствовать основным его принципам.
Основным инструментом процесса бюджетирования является бюджет (план, смета).
Виды бюджетов
Все типы бюджетов нужны для того, чтобы составить прогноз финансового состояния компании и провести план-фактный анализ.
Процесс бюджетирования необходимо начинать с разработки операционного бюджета. Среди операционных бюджетов выделяются следующие:
- Бюджет по продажам,
- Бюджет по производству (производственная программа),
- Бюджет по запасам готовой продукции,
- Бюджет по прямым материальным затратам,
- Бюджет по прямым затратам труда,
- Бюджет или смета общепроизводственных расходов,
- Бюджет или сметы по управленческим расходам,
- Бюджет по коммерческим расходам.
Бюджет с 1 по 6 принято разрабатывать на продукты для бизнеса, цеха, участка производства и формировать, в конечном счете, производственную себестоимость изготовленного товара. Общие организационные расходы, в соответствии с седьмым и восьмым видом бюджета, призваны дополнить производственные затраты, сформировать полную себестоимость по объему продаж и представить информационную базу для составления основных бюджетов (бюджет доходов и расходов, бюджет по движению денежных средств, расчётный баланс).
Специальными бюджетами являются:
- Бюджет балансовой прибыли,
- бюджет чистой прибыли,
- бюджет на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы,
- бюджет по налогам.
Все бюджеты (сметы) не только могут занять определенное место в системе бюджетирования, но и выполнять конкретные задачи, что может быть подтверждено их характеристиками. Бюджет продаж способен показать статистику по годам (кварталам и месяцам), по видам товара и по компании в целом, с применением натуральных и стоимостных показателей. В бюджете продаж могут быть представлены прогнозы совокупного дохода, на основании которых происходит оценка наличных поступления от потребителей. Объем продаж - основа для других бюджетов (смет).
Бюджет производства формируют на каждый месяц и квартал в количественных показателях. Он входит в сферу ответственности производственного руководителя. Задача этого бюджета - обеспечить уровень объема производства, которого будет достаточно для удовлетворения спроса потребителей и создания экономически целесообразного уровня запасов.
С помощью бюджета коммерческих расходов отражаются расходы на рекламные кампании, комиссионные отчисления посредникам по сбыту, транспортные услуги и другие сбытовые расходы компании. Бюджет производственных затрат - завершающий операционный бюджет, с помощью которого происходит исчисление и калькуляция производственной себестоимости выпущенной продукции.
Определение набора операционных бюджетов является внутренним делом компании, которая занимается бюджетированием, но нужно учесть, что операционные бюджеты готовят исходные данные для того, чтобы составить финансовые бюджеты.
В процессе составления бюджета планируемые показатели в натуральных единицах измерения переводятся в стоимостные показатели. Бюджет движения денежных средств - главный документ в системе внутриорганизационного бюджетирования, призванный обеспечить безусловный баланс поступления и использования денежных средств компании на будущий период.
Практический бюджет является планом по движению расчётных счетов и наличности из кассы предприятия, который отражает все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в процессе финансово-хозяйственной деятельности компании.