Общие понятия бюджета
Бюджет – это главный документ, который разрабатывается уполномоченными органами государства сроком на один календарный год. Бюджет состоит из двух равносторонних таблиц, в одной доход в другой расход.
Бюджет Российской Федерации составляет:
- федеральный бюджет;
- региональный бюджет;
- местный бюджет.
При рассмотрении всех статей главного документа государства, принимаются и учитываются все замечания, которые касаются расходной и доходной части. После того как бюджет был разработан, он подлежит рассмотрению и утверждению, но для этого должен быть кворум.
Доходная часть бюджета показывает, из каких источников поступают денежные средства. Доходная часть бюджета постоянно меняется, так как невозможно четко спрогнозировать экономические показатели государства и рыночную конъюнктуру. Даже незначительное изменение в доходной части бюджета приводит государство к экономическому оздоровлению, или наоборот - кризису.
Расходная часть бюджета показывает, на какие цели будут израсходованы денежные средства государства.
Структура бюджета необходима для:
- формирования совокупных доходов и расходов государства.
- формирования экономии денежных средств.
- распределения ответственности между всеми структурными подразделениями, для контроля выполнения статей бюджета.
Классификация расходной части бюджета
Расходную часть бюджета можно разделить на четыре группы:
- государственные расходы (оборона государства, безопасность, охрана);
- социальные расходы (система здравоохранения, образование, СМИ, жилищно-коммунальное обеспечение);
- государственные услуги (разработка программ по переквалификации, открытие новых рабочих мест);
- другие функции.
Большую часть расходов составляют затраты на многочисленные социальные программы.
Группировка всех расходов, которые предусмотрены бюджетом на всех уровнях, осуществляется на основе функциональной классификации. Благодаря такой классификации происходит анализ распределения бюджетных средств, и возможность спрогнозировать дальнейшие расходы.
Расходная статья бюджета направлена на текущие расходы или же на капитальные затраты.
Рационализация расходов по бюджету
Осуществляя расходы, государство реализует свои функции и оказывает большое влияние на экономику государства. На формирование экономики влияют финансовые операции, которые проводятся на государственном уровне.
Сократить расходы возможно за счет:
- сокращения расходов на оборону государства;
- сокращения расходов на государственные органы;
- сокращения социальных выплат;
- сокращения дотационных выплат;
- сокращение выплат по госдолгу;
- контроля расходования бюджетных средств.
Для принятия решения о возможных сокращениях расходов, необходимо провести аудит по расходной части бюджета.
Характер и условия формирования бюджета, зависят от социально – экономического устройства государства и этапов развития.
Все государства осуществляют расход на традиционные расходы, к таким расходам относят:
- обеспечение правопорядка;
- содержание оборонного сектора;
- обеспечение государственного сектора.
К капитальным расходам относят:
- новое строительство;
- развитие муниципальной собственности;
- реконструкция уже имеющихся объектов;
- развитие объектов государственной важности.
Бюджетные средства могут направляться на финансирование долгосрочных проектов, которые могут переходить на следующий год.
Таким образом, рациональное использование бюджетных средств по всем статьям расходов, позволяет быстро реагировать на экономические колебания, оказывать социальную поддержку наименее не защищенным слоям населения, стимулировать процесс развития в приоритетных отраслях.