Проект бюджета
Первым этапом бюджетного процесса является составление плана бюджета, который начинают с бюджетного послания Президента России. Бюджетное послание включает в себя:
- Систему основных показателей социального и экономического развития страны на будущий год и среднесрочные перспективы;
- сводные финансовые балансы по всей территории России;
- оценка результатов при исполнении федеральных и консолидированных бюджетов за прошедший год и истекшие периоды, которые предшествуют планируемому;
- основное направление в осуществлении бюджетной и налоговой политики;
- показатели консолидированного бюджета;
- план федерального бюджета;
- иные показатели, которые могут охарактеризовать стратегии и объем федерального бюджета на будущий год.
Составление плана бюджета
Подготовка проекта бюджета – обязанность Правительства Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов государства и органов местного самоуправления.
Составлением самого плана федерального бюджета может заниматься лишь Министерство финансов, в субъектах государства этой работой занимаются финансовые органы самих субъектов РФ, в муниципальных образованиях план составляют финансовые органы соответствующего муниципалитета. Составление плана федерального бюджета необходимо начинать не позже чем за 10 месяцев до начала наступающего финансового периода (год).
В процессе составления проекта бюджета финансовым органам нужно располагать необходимыми сведениями, которые заключаются в следующем:
- знание налогового законодательства, которое действует на момент старта разработки плана бюджета;
- действующие нормативы отчислений собственного и регулирующего дохода бюджетов иных уровней бюджетной системы государства;
- предполагаемое количество финансовой помощи, которая может быть предоставлена из бюджетов всех уровней бюджетной системы страны;
- типы и количественное значение расходов, которые передаются с одного уровня бюджетной системы государства на следующий уровень;
- действующие нормативы по финансовым затратам на предоставление государственно-муниципальных услуг;
- нормативы в сфере минимального бюджетного обеспечения.
Стадии составления прогноза бюджета
В целом составление прогноза состоит из следующих стадий:
- Министерство экономики при участии федеральных органов исполнительной власти, учитывая ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию, начинает разработку сценарных условий функционирования экономики государства. Эти условия должны содержать целевые параметры, основные решения и меры стабилизации положения во всех направлениях государственной политики.
- После получения одобренных сценарных условий и направлений в бюджетной политике Правительством РФ, Министерство должно довести эти сведения до органов исполнительной власти, а также субъектов России. Федеральные министерства и ведомства осуществляют подготовку своих предложений при учете соответствующих отраслевых особенностей.
- Министерство экономического развития РФ должно довести до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ уточненные данные по предварительным прогнозам, которые нужны для того, что бы провести разработку отраслевого и регионального прогноза, а также в процессе проектирования бюджетных ассигнований федеральных целевых и инвестиционных программ.
- В Минэкономразвития РФ поступают уточненные прогнозы социального и экономического развития от органов исполнительной власти и субъектов РФ, а также государственных заказчиков по федеральным целевым программам. Прогнозы подготавливаются при учете итоговых результатов предварительного рассмотрения, оценки экономического состояния, возможного варианта его стабилизации, а также уточнения расходов на подготовку федеральных целевых программ.
- Минэкономразвития РФ должен предоставить для Правительства уточненные прогнозы социально-экономического развития государства, проект сводного финансового баланса, который разбит по субъектам РФ.