Понятие бюджетирования
Стремление работать и получать прибыль является главным приоритетом в работе любого субъекта хозяйственной деятельности. Многие компании сегодня реформируют систему внутренней структуры управления своим предприятиям. Данный метод называется бюджетированием.
Бюджетирование – это система планирования, контроля материальных и финансовых ресурсов, созданные предприятием в ходе хозяйственной деятельности.
Бюджетирование представляет собой систему оперативного планирования хозяйственной деятельности предприятия в целом и по отдельным отделам на ближайшие время (год, квартал, месяц, неделю).
Одной из проблем, которая может возникнуть в процессе бюджетирования, – это низкий уровень кадрового потенциала. Для этого необходимо разработать специальную программу по обучению персонала.
Функции бюджетирования
Основными функциями, которые выполняет бюджетирование, являются:
- Функция планирования – бюждетирование является основой для внутрифирменного планирования. Прописанный бюджет позволяет решить задачи по распределению финансовых ресурсов, которыми владеет предприятия. Бюджетирование способствует четкой разработке стратегий улучшения ведения бизнеса.
- Учетная функция – бюджетирование является основой для управленческого учета. Система учета дает возможность представлять точные факты по всем структурным подразделениям предприятия, ассортиментной политике. Основная роль бюджетирования заключается в контроле денежных средств, финансовых ресурсов предприятия.
- Контролируемая функция – бюджет состоит из двух показателей (доход и расход). Анализируя показатели деятельности предприятия можно оценить эффективность его работы на любом этапе.
Этапы бюджетирования
Бюджетирование сложный циклический процесс, который взаимосвязан этапами его формирования:
- Подготовительный этап. Основной задачей данного этапа является разработка новых стратегий, на основе предыдущего периода. На этом этапе разрабатывается план мероприятий по финансовому развитию предприятия, определение главных параметров бюджета, нормы и лимит.
- Этап формирования. На этом этапе происходит разработка бюджетов, смет и расчет предполагаемых показателей.
- Выполнение бюджета. На данном этапе формируются фактические показатели деятельности предприятия.
- Анализ выполнения бюджета. На данном этапе появляется возможность сопоставить фактические показатели с плановыми показателями, и проанализировать причины возникновения отклонений.
- Корректировка бюджета. Необходимость возникает в момент, когда существуют значительные отклонения факта от плана, которые были прописаны в бюджете.
- Этап выполнения бюджета. На этом этапе подводятся итоги выполнения бюджета, проводится комплексный анализ эффективности бюджета.
Грамотное внедрение системы бюджетирования должно начинаться с определения целей предприятия, которые предусмотрены руководством. Определение вида деятельности предприятия считается отправной точкой в стратегическом менеджменте. Бюджетирование можно назвать новым стратегическим планом деятельности предприятия.
Бюджетирование должно охватывать все уровни управления и структуры. При разработке бюджетов необходимо присутствие не только административного персонала, но и менеджеров всех уровней которые несут ответственность за свою строку в бюджете. Тем самым увеличивается заинтересованность в качественной разработке бюджетов и ответственность за их выполнение.
В бюджете отражены все цели и задачи, которые предусматривает в своей работе руководство предприятия. Именно поэтому в процессе бюджетирования происходит текущий контроль возможных финансовых показателей.