Что такое бюджетное ограничение?
Бюджетное ограничение – это один из подходов к поведению потребителей, данный подход подразумевает потребительский выбор среди доступных товаров, ограниченный доходом потребителями и ценой на выбранные товары.
Таким образом, выше бюджетного ограничения потребитель не может приобрести товаров.
Бюджетное ограничение представляется в графическом и числовом выражении с помощью формулы. Графический метод используется чаще для наиболее понятного визуального представления прямой бюджетного ограничения (и предполагает выбор из двух групп товаров), а вот числовая формула может модифицироваться для исчисления бюджетного ограничения для нескольких групп товаров в зависимости от объемов и цены покупки.
Бюджетное ограничение представлено в графическом виде на рисунке 1.
Из графика видно, что рассматривается зависимость между двумя товарами 1 и 2, между которыми потребитель делает выбор по определенной структуре (на графике потребитель, ограничиваясь бюджетной линией, может приобрести 12 единиц товара № 1 и 6 единиц товара № 2 на весь свой бюджет).
Прямая А-D на графике является бюджетным ограничением, выше которой потребитель при сохранении цен на товары и доходов, приобрести товаров не может.
Основные свойства бюджетного ограничения потребителя
Бюджетное ограничение обладает следующими основными особенностями:
- всегда отрицательный наклон прямой бюджетного ограничения;
- угол наклона линии зависит от соотношения двух видов товаров (выбора потребителя в пользу одного или другого товара);
- сдвиг прямой вверх при увеличении дохода и вниз при уменьшении дохода;
- сдвиг прямой вниз при значительном повышении цен на товары, сдвиг прямой вниз при значимом снижении цен на товары (проявляется «эффект дохода» у потребителя становится больше средств для приобретения товаров);
- потребитель может перейти от более дешевых товаров к более качественным товарам (проявляется «эффект замещения»);
- стоимость одной единицы товара измеряется в стоимости другой единицы товара.
Общий доход потребителя измеряется на уровне в 20 единиц и цены товара №1 установлены на уровне в 5 единиц, товара №2 на уровне в 10 единиц. Потребитель на весь свой доход может приобрести 4 единицы товара №1 или 2 единицы товара №2. Но если потребитель захочет приобрести 2 единицы товара №1, то товар №2 можно приобрести только в размере одной единицы, так как общий доход составляет всего 20 единиц.
Какие факторы влияют на бюджетное ограничение?
Исходя из сущности бюджетного ограничения, на бюджетное ограничение потребителя влияют два основных фактора:
- цена товара;
- доход потребителя.
Также выделяются среди факторов и предпочтения потребителя, которые складываются из восприятия полезности от определенного товара по сравнению с другим товаром.
Таким образом, на бюджетное ограничение потребителя дополнительно влияет субъективное мнения потребителя о полезности товара.
Пример проявления данного фактора заключается в следующем: допустим, один человек предпочтет выбор в пользу сладостей, а другой в пользу полезных продуктов; либо кто-то предпочтет более известный товар, несмотря на его свойства, а кто-то выберет более практичный товар. Так проявляются предпочтения потребителя в кривой ограничения.
Все вышеуказанные элементы в совокупности формируют потребительский выбор, который находит свое отражение на прямой бюджетного ограничения.
В целом под влиянием данных трех факторов формируется потребительский спрос. При этом потребитель всегда предпочитает извлекать наибольшую пользу при ограниченном бюджете.