Бюджет продаж на предприятии
Бюджетирование продаж тесно связано с понятием бюджета продаж, его составлением, контролем.
В общем смысле бюджетирование продаж – это и есть составление и контроль бюджета продаж в фирме.
Данный вид бюджета содержит в себе данные о финансово-экономических индикаторах предприятия в таком процессе бизнеса как продажи.
Бюджетирование продаж предполагает внедрение и реализацию с одной стороны бюджета продаж, а с другой стороны бюджет коммерческих расходов. Таким образом, первый вид бюджета предполагает формирование планов по доходам (продажи), а второй – расходы.
Так целесообразно при реализации на предприятии бюджетирования продаж рассматривать, принимать и контролировать исполнение двух бюджетов:
- бюджет продаж;
- бюджет коммерческих расходов.
Это необходимо для того, чтобы на предприятии существовало понимание, какие необходимо осуществить расходы, чтобы получить планируемый доход от продаж.
Структура и основная информация бюджета продаж
В целях управления и контроля бюджета продаж в фирме должны отслеживаться и включаться в бюджет продаж такие показатели как выручка, индикаторы поступлений различных денежных средств, дебиторскую задолженность, график поступлений средств, маржинальную прибыль.
Внедрение бюджетирование продаж возможно не на каждом предприятии, так как его составление требует наличия квалифицированных и специализированных кадров финансовых аналитиков, временных затрат, наличия информации и точности в планировании и прогнозировании продаж.
Так бюджетирование продаж должно включать следующее:
- анализ продуктовый (свойства, продуктовая номенклатура);
- анализ сбыта и каналов сбыта;
- анализ покупателей и клиентов (типы, объемы закупок);
- анализ географии продаж;
- анализ филиальной сети.
Так, каждый из перечисленных пунктов должен содержать еще более подробные пункты.
Пример структуры бюджетирования продаж представлен на рисунке 1 ниже.
Обратите внимание на такой факт, что стандартной формы бюджетирования продаж не существует, так как каждое предприятие включает в бюджет статьи в соответствии с потребностями предприятия и целесообразности.
Пример формы бюджета продаж показан на рисунке 2 ниже.
Согласно примеру выше, стандартная форма бюджета может содержать следующие статьи:
- объемы продаж и средние цены;
- выручка от продаж и выручка от продаж в регионах и филиалах;
- оборачиваемость продукции;
- маржинальная прибыли маржинальная рентабельность, другие индикаторы рентабельности;
- дебиторская задолженность и оборачиваемость.
По решению руководства компании и финансово - аналитического отдела (либо другого ответственного отдела за бюджетирование) дополнительно могут включаться и другие статьи.
Процесс бюджетирования продаж
Основная и начальная стадия бюджетирования продаж представляет собой процесс планирования, который состоит из следующих этапов:
- проведение первого заседания, где участниками могут являться специалисты по планированию, исполнительные директора, начальники отделов продаж;
- составление протокола первого заседания, формирование ограничений продаж;
- планирование объема продаж в натуральных значениях, других выбранных показателей;
- планирование выручки;
- планирование бюджета продаж;
- составление аналитической записки;
- согласование, корректировка и утверждение бюджета продаж.
При внедрении системы бюджетирования продаж необходимо установить целесообразность составления бюджетов продаж, так как не всегда внедрение такой системы обязательно, особенно при ограниченных трудовых и финансовых ресурсах и небольших объемах сбыта и масштабах фирмы.