Теоретические аспекты бюджетирования
Бюджетирование – элемент системы финансового управления, включающий в себя составление и принятие бюджетов, а также контроль над их исполнением.
Организация занимается составлением бюджета, как правило, один раз в год.
Бюджетирование включает в себя следующие элементы:
- Планирование предпринимательской деятельности;
- Прогнозирование финансовых результатов;
- Сопоставление финансовой эффективности различных проектов;
- Установление прозрачности системы финансового управления предприятием.
Основополагающим элементом бюджетирования является планирование:
- Основных направлений деятельности подразделений предприятия и предприятия в целом;
- Доходов и расходов;
- Приобретения и/или реализации основных средств;
- Изменения размера задолженности и собственных средств;
- Использования материальных и человеческих ресурсов.
Также бюджетирование включает в себя подготовку прогнозной финансовой отчетности, контроль исполнения плана бюджета, прогнозирование возможных изменений финансового состояния.
Параметры бюджетирования
Основными параметрами, используемыми в бюджетировании, и на которые оказывается влияние в процессе составления бюджетов, являются:
- Чистая прибыль;
- Операционный денежный поток;
- Структура собственного и заемного капитала;
- Объем продаж по продуктам и рынку в целом;
- Уровень кредиторской и дебиторской задолженности;
- Уровень расходов по основным статьям (например, себестоимость);
- Уровень запасов.
Стадии бюджетирования на предприятии
Бюджетирование, как и любой процесс, проходит определенные стадии. Всего существуют четыре основные стадии:
- Планирование использования денежных ресурсов компании, а также контроль за данным процессом, и внесение корректировок;
- Планирование расходов по статьям и в разрезе подразделений, контроль над расходами и оперативное внесение корректировок в план. На данном этапе используются следующие методики – сбор первичной информации бюджетирования расходов и доходов, контроль достоверности данной информации, консолидация данных, защита и корректировка бюджетов, текущий контроль исполнения бюджетов;
- Планирование доходов и расходов по статьям в разрезе центров финансовой ответственности, контроль над данными показателями и оперативное внесение корректировок. На данном этапе используются следующие методики – оценка эффективности центров финансовой ответственности, сбор первичной информации бюджетирования доходов, сопоставление внутренних и внешних доходов;
- Планирование, прогнозирование, моделирование и контроль исполнения планов и прогнозов состояния всей компании как системы взаимодействующих центров финансовой ответственности. На данном этапе используются следующие методики – создание моделей центров финансовой ответственности, создание консолидированной модели компании, внедрение системы корректировок моделей.
Эффективное бюджетирование как результат эффективных управленческих решений
Полноценная система бюджетирования не может существовать без грамотно составленной системы управленческих решений. Каждый участник управленческого состава должен быть готов к выполнению различных функций:
- Собственник/генеральный директор – должен быть готов передать полномочия по принятию ряда решений бюджетным исполнителям, готовым следовать утверждённым планам;
- Руководитель подразделений – должен быть готов взять на себя выполнение бюджетных обязательств, дополнительные задачи по бюджетам;
- Финансовый директор – должен осуществлять своевременный бюджетный контроль, а также следить за организацией бюджетного процесса.