Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поведение фирмы в условиях олигополии

Сущность и особенности олигополии

Определение 1

Олигополия – это форма конкуренции, при которой рыночная власть принадлежит небольшому числу предприятий.

Олигополии возникают в отраслях, которые требуют существенных капитальных вложений, а также наличия подготовленного персонала, например, в авиастроении или автомобилестроении. Чаще всего, олигополии формируются вследствие объективных естественных причин, таких как расширение рынков сбыта, усиление конкурентных позиций, что ведет к вытеснению других компаний. Клиенты предпочитают обращаться к фирмам, имеющим репутацию.

Олигополия не является однородной. В ней могут появляться лидеры, за которыми будут следовать все остальные участники. К отличительным особенностям олигополий относят:

  1. Количество фирм на рынке не превышает 20.
  2. Создаваемые ими блага идентичны.
  3. Товары могут быть дифференцированы, но не значительно.
  4. Действует неценовая конкуренция.

Для олигополий характерны высокие барьеры входа. Помимо того факта, что фирмы могут коллективно снижать цены до минимально допустимых, на выход на рынок влияет необходимость существенных капиталовложений и время на запуск производства. Часто проблема возникает из-за необходимости получить лицензию или иную форму разрешения на осуществление определенных видов деятельности.

Олигополии являются особым видом рынка несовершенной конкуренции, где власть принадлежит небольшому количеству фирм. Они могут вступать в тайный сговор для того, чтобы установить монопольную власть. Картели запрещены в большинстве стран мира, но в некоторых государствах их деятельность формирует большую часть дохода бюджета, поэтому они действуют вполне официально. Олигополии могут проявляться как на внутреннем рынке, так и на мировом уровне. Например, сегодня действует два крупных производителя пассажирских самолетов – Боинг и Аэробус. Ценовая конкуренция в олигополии не работает. Как правило, уровень цен примерно одинаковый для всех продавцов, а рынок сбыта поделен.

«Поведение фирмы в условиях олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Модели олигополий, возможные стратегии фирм

Конкуренция по цене малоэффективна в олигополии, но если происходит рост или падение цен, то рыночная стоимость может измениться во всей отрасли. Компании становится не выгодным изменять цену реализации, так как ее конкуренты могут остаться на действующем уровне. У них появится возможность переманить покупателей у первой фирмы. В случае политики демпинга остальные компании так же станут снижать цены, чтобы удержать свой сегмент рынка. Ценовые войны – частое явление в олигополиях.

Олигополии бывают следующих форм:

  • Чистые, в которых компании создают однородную продукцию. Примером может послужить добывающая отрасль.
  • Дифференцированные. Они появляются в отраслях, где товары идентичны, но дифференцируются по отдельным характеристикам.
  • Коллективные, в которых каждая фирма действует по своему усмотрению, соперничая с другими компаниями.

Исследовав конъюнктуру рынка, олигополисты принимают решение о кооперативных или не кооперативных действиях. То есть, в первом случае они договариваются друг с другом об общей стратегии и следуют ей. Появление новых игроков встречается совместным изменением цен, введением новых характеристик товаров и так далее. При некооперативной стратегии компании действуют по своему усмотрению, без договоренностей.

В олигополиях могут возникать лидеры, за которыми следуют все остальные компании. Возможно создание картелей, когда фирмы договариваются друг с другом, тем самым монополизируя рынок. Это дает им возможность устанавливать желаемые цены и варьировать объем выпуска. Между компаниями могут возникать ценовые войны, если одна или несколько фирм решат изменить цену сбыта. Классическая модель исследования характеристик олигополии называется моделью Курно. Она рассматривает поведение фирм, опирающихся на собственные представления о развитии рынка.

Поведение фирмы в условиях олигополии

Ключевые характеристики олигополии – наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимосвязь фирм. Если одна из компаний изменяет хозяйственную деятельность, то остальные компании могут среагировать на это непредсказуемо. В итоге изменения одной компании распространятся на всю отрасль, что в итоге может повлиять и на нее. Поэтому на рынке олигополии каждый участник действует с учетом интересов своих конкурентов.

Каждая фирма принимает множество решений от организации производственных процессов до построения маркетинговой кампании. Поведение фирмы в условиях олигополии описывается следующими моделями:

  1. Сговор. Небольшому числу фирм проще договориться друг с другом о совместной стратегии и тактике. Они могут вступить в сговор по поводу разделения рынка сбыта, действующим ценам, применяемым технологиям. Компании как бы сливаются друг с другом, образуя огромную монополию, обладающую полной рыночной властью. И если на национальном уровне создание картелей является нелегальным, то на международном уровне сговоры не отслеживаются. Примером может послужить поведение стран ОПЕК.
  2. Тайный сговор. Когда в отрасли действует всего несколько фирм, со временем они узнают друг о друге полную информацию. Зная, что поведение каждой оказывает влияние на конкурентов, и в итоге скажется на них самих, они действуют негласно, постепенно внося изменения, устраивающие все стороны. Если в олигополии есть лидер, то он может определять ценовую политику, распределять доли рынка сбыта. Причем устанавливаемые лидером цены, как правило, удовлетворяют все фирмы, даже относительно слабые. Цены рассчитываются на основании средних издержек. Для олигополии существует минимальный уровень издержек, при котором фирмы сохранят свои доли рынков и смогут обеспечить бесперебойное производство.
  3. Отсутствие сговора. Ярким примером служит модель Курно, рассматривающая работу двух фирм, опирающихся на собственное представление о развитии рынка. Эта модель имеет несколько ограничений, например, каждая фирма принимает поведение другой как данность, поэтому учитывает это в своей стратегии и тактике.
Замечание 1

Одним из новых методов выработки стратегии поведения на рынке стала теория игр. Она помогает сопоставить все возможные варианты поведенияконкурентов и учесть их для выбора наиболее выигрышной стратегии поведения.

Дата последнего обновления статьи: 21.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot