Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Издержки олигополии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Издержки олигополии

Понятие олигополии

Определение 1

Олигополия представляет собой рыночную ситуацию, когда на рынке доминирует крайне малое число фирм (от 2 до 24).

Среди основных черт олигополии можно выделить:

  • единичное количество фирм в отрасли;
  • тяжело преодолимые барьеры для входа на рынок;
  • всеобщая взаимозависимость.

В связи с немногочисленностью фирм-олигополистов на рынке, поведение каждой из них зависит от поведения других фирм.

Огромную роль в жизни компании-олигополиста играет ее ценовая политика. С одной стороны, так как велика вероятность, что потребители пойдут к компании-конкуренту, такой фирме не выгодно повышать цены на товары и услуги (компании-соперники могут просто не последовать такому примеру).

Помощь со студенческой работой на тему
Издержки олигополии

С другой стороны, если фирмы посчитают, что снижение цены поможет им "убрать" с рынка конкурента, то это будет стимулом начать ценовую войну. В целях вытеснения конкурента данные фирмы начнут последовательно снижать цену, пока она не упадет до уровня средних издержек, пока не установится равновесие, после которого снижать цену будет уже не выгодно – в этом случае предприятие начнет нести убытки. Повышение цены также невозможно, так как предприятия начнут нести убытки, их издержки будут равны или даже превысят полученный доход.

Иными словами от ценовой войны в большем выигрыше окажутся потребители, а не производители.

Фирмы-олигополисты также могут заключить между собой соглашение, согласно которому они будут изменять свои цены аналогично друг другу, в этом случае может использоваться модель «издержки плюс».

Понятие трансакционных издержек

Трансакционными издержками называют расходы, которые напрямую не связаны с производством продукции и возникающие вследствие естественного состояния функционирования системы экономики.

Определение 2

Трансакционные издержки олигополии — это затраты, вызываемые высокой чувствительностью участников рынка к любым действиям друг друга.

Для олигополии характерны такие виды трансакционных издержек, как издержки «информативного поиска» (возникают в связи с тем, что предприятию приходится тратить время и деньги на поиск потенциальных покупателей или продавцов) и издержки «оппортунистического поведения» ( расходы, связанные с нарушением покупателей/контрагентов условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров).

Трансакционные издержки олигополии

Особенности издержек на данном рынке:

  • олигополия вбирает в себя недостатки деятельности по нововведениям монополии, склонной к низкой активности по внедрению новых проектов;
  • активность олигополии по внедрению нововведений сдерживается другими участниками олигополии.

Эти факторы склоняют предприятие к появлению таких трансакционных издержек как промышленный шпионаж, подкуп сотрудников из конкурирующей компании, переманивание ценных сотрудников.

Модель «издержки плюс»

Издержки предприятия-олигополиста могут выступать ключевым фактором системы его ценообразования. Существует модель ценообразования «издержки плюс», в основе которой лежит определение средних издержек производства. Далее к этим средним издержкам прибавляется определенная надбавка. Общая величина составит олигополистическую цену.

В связи с постоянным изменением средних затрат и их зависимостью от изменения объемов производства, предприятия чаще всего используют в расчетах данные для выпуска продукта при загрузке производственных мощностей на 70-80%. Надбавка – это определенный процент от вложенного в производство капитала (ожидаемой нормы прибыли, которая не должна быть ниже банковского процента).