Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Издержки олигополии

Понятие олигополии

Определение 1

Олигополия представляет собой рыночную ситуацию, когда на рынке доминирует крайне малое число фирм (от 2 до 24).

Среди основных черт олигополии можно выделить:

  • единичное количество фирм в отрасли;
  • тяжело преодолимые барьеры для входа на рынок;
  • всеобщая взаимозависимость.

В связи с немногочисленностью фирм-олигополистов на рынке, поведение каждой из них зависит от поведения других фирм.

Огромную роль в жизни компании-олигополиста играет ее ценовая политика. С одной стороны, так как велика вероятность, что потребители пойдут к компании-конкуренту, такой фирме не выгодно повышать цены на товары и услуги (компании-соперники могут просто не последовать такому примеру).

С другой стороны, если фирмы посчитают, что снижение цены поможет им "убрать" с рынка конкурента, то это будет стимулом начать ценовую войну. В целях вытеснения конкурента данные фирмы начнут последовательно снижать цену, пока она не упадет до уровня средних издержек, пока не установится равновесие, после которого снижать цену будет уже не выгодно – в этом случае предприятие начнет нести убытки. Повышение цены также невозможно, так как предприятия начнут нести убытки, их издержки будут равны или даже превысят полученный доход.

Иными словами от ценовой войны в большем выигрыше окажутся потребители, а не производители.

Фирмы-олигополисты также могут заключить между собой соглашение, согласно которому они будут изменять свои цены аналогично друг другу, в этом случае может использоваться модель «издержки плюс».

Понятие трансакционных издержек

Трансакционными издержками называют расходы, которые напрямую не связаны с производством продукции и возникающие вследствие естественного состояния функционирования системы экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 2

Трансакционные издержки олигополии — это затраты, вызываемые высокой чувствительностью участников рынка к любым действиям друг друга.

Для олигополии характерны такие виды трансакционных издержек, как издержки «информативного поиска» (возникают в связи с тем, что предприятию приходится тратить время и деньги на поиск потенциальных покупателей или продавцов) и издержки «оппортунистического поведения» ( расходы, связанные с нарушением покупателей/контрагентов условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров).

Трансакционные издержки олигополии

Особенности издержек на данном рынке:

  • олигополия вбирает в себя недостатки деятельности по нововведениям монополии, склонной к низкой активности по внедрению новых проектов;
  • активность олигополии по внедрению нововведений сдерживается другими участниками олигополии.

Эти факторы склоняют предприятие к появлению таких трансакционных издержек как промышленный шпионаж, подкуп сотрудников из конкурирующей компании, переманивание ценных сотрудников.

Модель «издержки плюс»

Издержки предприятия-олигополиста могут выступать ключевым фактором системы его ценообразования. Существует модель ценообразования «издержки плюс», в основе которой лежит определение средних издержек производства. Далее к этим средним издержкам прибавляется определенная надбавка. Общая величина составит олигополистическую цену.

В связи с постоянным изменением средних затрат и их зависимостью от изменения объемов производства, предприятия чаще всего используют в расчетах данные для выпуска продукта при загрузке производственных мощностей на 70-80%. Надбавка – это определенный процент от вложенного в производство капитала (ожидаемой нормы прибыли, которая не должна быть ниже банковского процента).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис