Потребитель – это экономический субъект, который удовлетворяет имеющиеся потребности в результате приобретения на рынке и потребления продукции за счет средств, полученных безвозмездно или при использовании факторов производства.
Особенности потребительского поведения на российском рынке
Потребители и их поведение оказывают значительное влияние на масштабы, скорость и характер развития современной экономики. Это же касается и российского рынка. Так, потребительские расходы в среднем формируют около 70% валового внутреннего продукта страны.
Потребителем принято называть физическое лицо, которое на рынке приобретает продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Поведение потребителей на рынке в основном формируется под воздействием тех тенденций, которые развиваются в обществе.
Как показывают результаты исследований, российские потребители остаются крайне чувствительными к цене. Последние несколько лет происходило снижение реальных доходов населения. В связи с этим в данном периоде прирост оборота розничной торговли не превышал 3% с учетом того, что темпы инфляции в среднем были выше этого уровня.
Снижение покупательской способности вынуждает российских потребителей обращаться к различным способам экономии. В частности, на рынок люди стараются идти ближе к закрытию, чтобы купить товары со скидкой, либо объединяются с родственниками, соседями, коллегами по работе для организации совместной онлайн или офлайн покупки.
Главная тенденция потребительского поведения на российском рынке заключается в увеличении доли промохантеров – так называют тех покупателей, которые целенаправленно ищут скидки и акции. Отечественные потребители привыкли к «желтым ценникам». Поэтому они обходят два-три рядом стоящих магазина и в каждом из них покупают небольшое число товаров. Это, в свою очередь, вынуждает магазины формировать программы лояльности, в которых акционные предложения персонализированы под запросы конкретных покупателей.
Помимо этого, поведение потребителей на российском рынке изменяется в большей степени по следующим направлениям:
- Рыночная неопределенность и чувствительность к цене: поведение потребителей трансформируется под давлением рыночных реалий; так, выбор потребителей, в первую очередь, зависит от цены и ценности товара;
- Удобство и доступность как основа потребительского опыта: произошло повышение уровня требовательности потребителей, которые все чаще ставят акцент на получаемом опыте, поэтому для предпринимателей увеличивается значение способности предоставить клиенту наилучший опыт, что сейчас непосредственно связано с цифровизацией и использованием технологий;
- Цифровое взаимодействие между онлайн и офлайн: повышается заинтересованность потребителей в онлайн-покупках, однако они не готовы полностью отказываться от покупок в традиционных форматах магазинов, поэтому успешное взаимодействие с потребителями будет базироваться на правильном балансе между онлайн и традиционными форматами магазинов;
- Приоритет новых потребителей – забота о себе и благополучие: большее внимание потребителей уделяется тому, что связано с вопросами здоровья, экологии и устойчивого развития, поэтому ожидается, что все участники рынка будут заботиться о благополучии потребителей.
Защита прав потребителей на российском рынке
Защита прав потребителей представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, которые принимает государство и общественные движения с целью регулирования экономических взаимоотношений потребителей и субъектом предпринимательской деятельности. Последним понятием могут обозначаться изготовители, исполнители, импортеры, продавцы, владельцы агрегаторов информации о продукции.
Защита прав потребителей традиционно рассматривается как комплексная категория, институт, который включает в себя следующие составные части:
- Установление конкретных прав потребителей;
- Механизм реализации прав потребителей;
- Описание форм возможных нарушений прав потребителей;
- Механизм защиты прав потребителей от возможных нарушений;
- Ответственность за нарушение прав потребителей.
В настоящее время защита прав потребителей в нашей стране осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1, а также Гражданским кодексом РФ. Для реализации закрепленных в нем норм было принято большое число подзаконных нормативно-правовых актов.
Кроме того, в 1985 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН специальной Резолюцией были приняты «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которые также включены в механизм защиты прав отечественных потребителей.
В Российской Федерации в области защиты прав потребителей уполномоченным органом государственной власти является Роспотребнадзор (полное название – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Этот орган ответственен за организацию досудебной защиты прав потребителей в России и государственный контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности положений законодательства о защите прав потребителей.
В то же время предусмотрена возможность судебной защиты прав потребителей. Она заключается в обращении в суд с иском о восстановлении нарушенных прав.
Потребители также могут создавать общественные объединения (ассоциации, союзы). Эти организации тоже принимаю участие в защите прав потребителей путем проведения независимых экспертиз продукции, участия в разработке проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, осуществления общественного контроля, распространения соответствующей информации.