Сущность понятия «совершенная конкуренция»
Совершенная конкуренция – это соперничество на рынке, где ни один его участник не может оказать существенного влияния на его конъюнктуру.
Условия рынка таковы, что и продавцам, и покупателям приходится подстраиваться под них. Чтобы между субъектами отношений действовала совершенная конкуренция необходимо соблюдение следующих условий:
- Большое число покупателей и продавцов, находящихся в равном положении.
- Делимость продукции и ее однородность.
- Барьеров для входа и выхода нет.
- Факторы производства доступны и мобильны.
- Все участники имеют равный доступ к рыночной информации.
Считается, что если один из вышеперечисленных признаков отсутствует, то речь идет о несовершенной конкуренции. В действующих экономических отношениях наиболее точно требованиям совершенной конкуренции отвечает биржевой рынок.
Каждый субъект так или иначе стремится к монополизации рынка. Если он применяет недобросовестные методы, то речь идет о недобросовестной конкуренции, которая преследуется законом и специальными органами власти. Но она может поддерживаться за счет бюрократии и коррупции.
Отличительной особенностью совершенной конкуренции является наличие большого числа участников рынка. Они не могут оказывать существенного влияния на рыночную конъюнктуру, а значит, отношения между ними регулируются рыночным механизмом. Установление справедливой цены происходит при достижении равновесия между объемом спроса и предложения. Считается, что получение прибыли возможно только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе на рынке совершенной конкуренции она будет равна нулю.
Положительные стороны совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель рынка, к которой стремится любая структура. У этого типа конкуренции есть ряд неоспоримых преимуществ, среди которых специалисты отмечают:
- Эффективное ценообразование.
- Эффективное использование производственных мощностей.
- Оптимальное распределение факторов производства.
- Саморегулирование.
Цена устанавливается вследствие равновесия между объемом спроса и предложения. Фирмы способны повлиять на цену, только действуя независимо друг от друга. Равновесная цена характеризуется тем, что отвечает потребностям и производителя, и потребителя. Производитель окупает свои расходы и получает дополнительный доход, а покупатель при заданной цене получает максимальную полезность. Потребление каждой товарной единицы будет проходить при условии, что предельная полезность равна рыночной цене MU = P. Производителю важно сравнять цену с предельными издержками MC = P. Получается, что совершенная конкуренция уравнивает MU = MC, то есть равновесная цена позволяет соблюдать интересы обеих сторон.
Производство становится наиболее эффективным, так как изначально продавец устанавливает цену на уровне средних издержек. Производитель, чтобы успешно конкурировать на рынке снижает издержки, а значит, изменяется цена продукции. Она становится более выгодной для покупателей.
Предельный доход совпадает с объемом спроса, а предельные издержки с объемом предложения, поэтому совершенная конкуренция характеризуется отсутствием излишков и дефицитов. Получается, что ресурсы используются в таком объеме, который позволяет покрыть платежеспособный спрос.
Из-за того, что между предложением и спросом устанавливается равенство, производство эффективно, и цена соответствует ожиданиям все участников, государственное вмешательство не требуется. Это позволяет снижать хозяйственные издержки и более рационально использовать бюджетные средства.
Отрицательные стороны совершенной конкуренции
С одной стороны, совершенная конкуренция имеет ряд преимуществ, но у нее есть и свои недостатки. Она создает для фирм равные возможности, но при этом не гарантирует одинакового результата. Все бонусы складываются только за счет денежных доходов, сформированных до начала активной экономической деятельности.
Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые необходимы для нормального функционирования социума. Эту задачу решает государство, а значит, вмешивается в процессы распределения ресурсов и денег.
Стремление занять сильное конкурентное положение оборачивается снижением качества продукции, либо загрязнением окружающей среды. Если предприятия выбирают экстенсивный путь развития, который ведет к увеличению потребления ресурсов, то и отходов становится больше. Совершенная конкуренция игнорирует трансакционные издержки или экстерналии, влияющие на третьих лиц.
Малый и средний бизнес, характерный для такой формы рынка, не способен осваивать инновационные технологии. Экономия от масштаба зачастую доступна только крупным производствам, поэтому их участие в хозяйственной жизни нельзя полностью исключать.
Совершенная конкуренция не учитывает потребностей покупателей с точки зрения их вкусов и предпочтений. То есть, она не фокусируется на дифференциации продукции, что может оказаться важным как для производителей, так и для потребителей. Для потребителя важна не только польза, но и эстетические аспекты. Полное удовлетворение потребностей возможно только в случае дифференциации продукции. Но это ведет к росту издержек, а значит, к росту цен, что не приносит выгоды ни производителям, ни потребителям.
Таким образом, совершенная конкуренция является идеальной моделью рыночных отношений. Сегодня большинство стран придерживаются смешанной модели хозяйствования, где присутствуют не только рыночные, но и командно-административные формы экономических отношений. Чистой совершенной конкуренции в практической деятельности не существует. Но рынок, где все участники находятся в равном положении является ориентиром для принятия управленческих решений в рамках экономической политики, в том числе, антимонопольного законодательства. То есть все действия направлены на уравновешивание спроса и предложения.