Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция и ее роль в современном хозяйственном механизме

Определение 1

Конкуренция – это борьба между хозяйствующими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства, при действии единых правилах для всех ее участников

Конкуренция выступает ключевым рыночным механизмом, который играет роль в формировании условий функционирования условия функционирования того или иного рынка, а также совершенствовании процессов производства и реализации продукции.

Место и роль конкуренции в рыночной системе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место и роль конкуренции в рыночной системе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статья: Конкуренция и ее роль в современном хозяйственном механизме
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Конкуренция: понятие, положительные и отрицательные стороны явления

Конкуренция является противостоянием субъектов рынка в борьбе за потребителей. Соперничество реализуется в направлениях создания лучших условий производства и сбыта, занятие рыночного сегмента и за сферы приложения капитала. Конкуренция выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства. конкуренция является важным стимулом развития общества. Она дает потребителям выбор: ассортимента продукции, разного качества и по разным ценам. Потребитель выбирает ту продукцию и того производителя, который отвечает его финансовым возможностям, ориентирам, взглядам, интересам и потребностям. Один потребитель ставит в приоритет цены на продукцию, другой -ее качество, а третий стремится найти товары и ли услуги с оптимальным соотношением цены и качества. Кроме того, имеют значение и иные параметры: условия продажи, дополнительные выгоды, системы бонусов, скидок, предлагаемые производителями.

Конкурентная борьба должна быть реализована в определенных рамках. Недопустимо использование любых способов борьбы за потребителя. На законодательном уровне устанавливаются правила ведения конкурентного противостояния участниками рынка. Конкуренция имеет положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны конкуренции в рыночной экономике сводятся к следующим явлениям:

« Конкуренция и ее роль в современном хозяйственном механизме» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • стимулирование развития научно-технического процесса, внедрение инноваций в национальную экономику;
  • исключение из национального хозяйства экономически неэффективных производств, устаревших технологий и механизмов, продукции низкого качества;
  • обеспечение ценового контроля. За счет конкуренции происходит стабилизация цен, а, в ряде случаев, осуществляется и их снижение;
  • снижение производственных и сбытовых затрат;
  • выравнивание уровня оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства;
  • выравнивание нормы прибыли на капитал;
  • обеспечение свободы рыночной деятельности. конкуренция дает возможности свободного доступа на рынок всех желающих и свободы выхода с них.

Отрицательные стороны конкурентной борьбы заключаются в следующем:

  • нестабильность предпринимательской деятельности;
  • большие объемы рисков в производственной деятельности и сфере реализации продукции;
  • создании условий развития и роста безработицы, инфляции;
  • наличие рисков банкротства в различных сферах деятельности;
  • создание условий для нерационального распределения благ в обществе;
  • перепроизводство продукции;
  • недопроизводство продукции.

Конкуренция хороша и значима для экономики тем, что она непрерывно стимулирует развитие и совершенствование производства, технологических мощностей и эффективность деятельности всех сфер хозяйствования.

Виды конкуренции

Конкуренция бывает следующих видов:

  1. Свободная конкуренция. Она связана с создание условий на рынке для свободного доступа всех желающих. На рынках свободной конкуренции взаимодействует неограниченное количество продавцов товаров определенного вида, которые могут быть как зависимыми, так и независимыми от деятельности друг друга, действовать самостоятельно или сообща. Также, каждый субъект рынка (производитель, реализатор) имеет возможность установления цен на определенные виды товаров или услуг. Его ценовая политика может быть связана с ценовой политикой других субъектов рынка, в силу однородности продукции. Поэтому, особого контроля цен отдельная фирма не имеет. Все участники рынка имеют равный доступ к информации. Свободная конкуренция еще именуется «чистой» или «совершенной» конкуренцией.
  2. Монополистическая конкуренция. Она является полной противоположностью свободной и характеризуется ограниченностью доступа на рынок продавцов, за счет его захвата несколькими крупными, которые не имеют полного контроля над ценами, но ведут борьбу с конкурентами, посредством использования неценовых параметров. Каждый производитель предлагает продукцию, обладающую исключительными свойствами, не присущими другим товарам или услугам, что ведет к формированию у потребителей неценовых предпочтений. Каждая фирма ведет свою ценовую политику. Продукция рынка, в этом случае, является дифференцированной. Существует еще разновидность монополистической конкуренции – чистая монополия. Она связана с захватом рынка (или его сегмента) одной крупной фирмой и невозможностью проникновения на него других участников. Это связано с выпуском и реализацией продукции, которую невозможно заменить, т. е. она является уникальной. В этом случае происходит реализация полного контроля над ценами.
  3. Ценовая конкуренция. Она связана с получением конкурентных преимуществ за счет снижения цен на товары или услуги, имеющие идентичные характеристики. Снижение цен реализуется за счет минимизации производственных и сбытовых затрат или снижения прибыли.
  4. Неценовая конкуренция. Она опирается на неценовые параметры продукции и неценовые предпочтения потребителей. Это может быть выпуск однородной продукции, но разного качества, разными сроками эксплуатации, надежностью, а также, за счет рекламного продвижения продукция может получить преимущества или применения иных приемов стимулирования сбыта.
  5. Внутриотраслевая конкуренция. Она реализуется в рамках одной отрасли и ориентирована на достижение лучших условий производства и сбыта, получение сверхприбыли.
  6. Межотраслевая конкуренция. Она реализуется между различными отраслями и связана с завоеванием лучшей рыночной позиции, выгодным приложением капитала и перераспределением прибыли.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot