Понятие регионализации
Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учёт региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании (Трейвиш, Артоболевский $2001$). Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс её перераспределения. Иными словами, не всякий регионализм влечёт за собой регионализацию. Если процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация, напротив, идёт сверху, с национального уровня. В то же время и регионализм, и регионализация — антонимы централизма, централизации, унификации, хотя их далеко не всегда можно отождествлять с дезинтеграцией и сепаратизмом.
Рисунок 1.
Регионализацию можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня трансформации национального государства, которая, в частности, находит своё выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским институтам (Со1отег $2007$).
Именно поэтому в последней четверти $XX$ века резко возрос интерес к деятельности всевозможных межгосударственных и внутригосударственных объединений регионального плана. Если регионы в процессе регионализации видят возможность расширения своих прав и усиления политической автономии, то центральное правительство может поощрять регионализацию, стремясь избежать ответственности за те или иные спорные решения и перекладывая ее на плечи своих региональных партнёров. Кроме того, бывают случаи «стихийной регионализации», когда центр просто оказывается неспособным контролировать рассредоточение власти или препятствовать ему.
Государственная власть
Усиливая общую эффективность государственной власти, регионализация может стать благом для демократической по - литии (Колобов, Макарычев 1999). Во-первых, она заметно расширяет возможности для эксперимента, поиска и внедрения удачных находок в управленческой области. Иными словами, регионы в её условиях получают возможность отрабатывать собственные, а не предлагаемые сверху модели регионального управления и развития; более того, самые удачные из них, разработанные в одном регионе, могут «мигрировать» по территории страны, осваиваясь и совершенствуясь в других местах. В результате вся система становится все более гибкой, динамичной и конкурентоспособной.
Во-вторых, политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях, которые прежде были закрыты для прямого социального действия. Здесь уместно сослаться на опыт Франции, где процессы регионализации в $1970$-е и $1980$-е годы привели к созданию регионов, основным политическим институтом которых стали региональные советы, избираемые населением напрямую. Наконец, в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между различными уровнями самой государственной власти.
Необходимость постоянно поддерживать порой довольно хрупкий баланс между интересами государства как такового и его составных частей «облагораживает» политическую систему, позитивно воздействуя на политический класс и, в конечном счёте, на население в целом. Кроме того, в молодых демократиях наличие сильных регионов и выраженной региональной культуры выступает основательной гарантией против авторитарных проявлений и тенденций.
Глобальная регионализация
Процесс глобальной регионализации имеет свои характерные черты.
- Планируемый положительный результат для всех участников регионального объединения, возможность получения экономических и политических преференций от участия в макрорегиональном проекте.
- Этот процесс не является стихийным, это заранее и четко планируемый процесс, организованный, требующий большой подготовительной работы и воспринимаемый его участниками как объективная необходимость.
- Создание в результате самодостаточной, нестабильной и открытой системы.
- Асинхронность экономической и политической интеграции.
- Наличие регионального лидера, который инициирует интеграционные процессы и является их главным двигателем.
- Историческая и этноконфессиональная общность не имеет большого значения, но может при определенных условиях тормозить интеграционные процессы или повышать их поступательную динамику.
- Совпадение экономических моделей развития, политических систем и доминирующей системы ценностей повышает шансы на успех региональной интеграции.
Глобальная регионализация проявляется следующим образом.
Во-первых, интеграция локальных сообществ и соединение их в макрорегион. Основаниями для такой интеграции выступают как внутренние (экономическое партнёрство, схожесть политической культуры и институтов, социокультурная близость, например, идентичная цивилизационная матрица), так и внешние факторы (общие ориентиры внешней политики, стратегии взаимодействия с глобальным миром и его актёрами, решение задач макрорегиональной безопасности и др.).
Во-вторых, происходит локализация самодостаточного территориально-экономического, территориально-политического и территориально-социокультурного сообщества, границы которого достаточно чётко очерчены и часто совпадают с границами конкретного государства. Данные образования можно обозначить как «функциональные регионы», то есть функционирующие как суверенные государства.
В-третьих, на базе интеграции и локализации возникает качественно новое геополитическое и геоэкономическое образование, члены которого (суверенные государства) передают часть своих функций на наднациональный уровень. Границы таких макрорегионов могут совпадать с границами геоцивилизаций (например, ЕС). В данных образованиях наблюдается тенденция к замыканию торговых и инвестиционных потоков внутри системы, что способствует достижению ещё большей самодостаточности, независимости от внешней среды, стабильности и безопасности.
Особенностью глобального регионализма является временная асинхронность формирования макрорегионов. Так, в Европейском союзе процесс развивается хотя и достаточно противоречиво, но тем не менее с прогрессивной динамикой.
В других макрорегионах, например в Азиатско-Тихоокеанском, Евразийском или так называемом «Южном конусе», наблюдается отставание процессов интеграции, локализации и передачи функций государств и их составляющих на наднациональный уровень, и данная временная асинхронность проявляется весьма ярко.