Особенности приватизации
Первые десятилетия 21-го века в мире наблюдается согласованные усилия по ограничению уровня государственной защиты и частичной приватизации риска хозяйственной деятельности индивида, налицо откат настоятельности государственного обеспечения общественными благами и нарастающая реструктуризация общих коммуникаций на основе права частной собственности.
Риски приватизации - возможные, но достаточно маловероятные в момент начала разгосударствления, отрицательные экономические последствия денационализации, смены государственной на частную собственность.
Попытки заменить коллективные институты бесконечных мелких льгот и уступок рыночными механизмами сдвигает бремя многих рисков жизни на плечи отдельного человека, причем не всегда соразмерно с тем, какое частное богатство есть в его распоряжении. Это и есть главный риск приватизации.
Теоретически, приватизация предусматривает эффективное отчуждение государственного имущества, как востребованного в коммерческом обороте, так и традиционно отягощающего бюджет.
Однако российская приватизация в значительной части состоявшись, за четверть века уже показала множество некачественных параметров. Такие ожидавшиеся и неожиданные риски уже воплотились, привели к очевидным и нежелательным результатам.
Реализованные риски приватизации:
- спонтанная, где-то неосмысленная и самопроизвольная, природа проведенной приватизации увела к тому, что государственный сектор в России образовался по остаточному принципу;
- выгоды казны от денационализированных материальных ценностей были непропорционально малыми, если не мизерными;
- возникла обширная прослойка бесполезных квази-собственников; сложилась система теневой экономики.
Стратегические риски приватизации в России
Продолжающие быть потенциально опасными, но не проявившие или слабо проявившие себя в России, стратегические риски приватизации рассмотрим ниже.
Риск ухудшения финансовых результатов предприятий в послеприватизационный период, в т. ч. ликвидности, платежеспособности и финансовой стойкости. Переход к частной собственности не обеспечивает автоматически улучшение финансовых результатов работы предприятия.
Риск формирования избыточно ориентированной на зарубежные мировые финансовые рынки, инвестиционно зависимой модели экономического роста. Риск состоит в том, что некоторые банки или фирмы оказываются и после приватизации слишком большими, чтобы обанкротится. Дозволенное державою их обрушение вызовет экономический спад и имеет более тяжелые последствия для наемных работников, чем государственные расходы на спасение предприятия-гиганта. Тем самым в обществе происходит при безусловной приватизации прибылей, обобществление риска убытков.
Как показывает опыт, возможно получение акций корпоративных предприятий по цене настолько более выгодной, чем справедливая цена, что это практически не отличается от бизнес-хищения.
Дающая импульс к экономическому развитию, приватизация иногда приводит к сокращению рабочих мест, что необходимо для того, чтобы конкурировать со старыми публичными компаниями, а это является весьма травматичным для экономики.
Вероятное понижение уровня обслуживания наиболее нуждающихся классов. Это риск для населения с минимальными экономическими ресурсами. Предоставление услуг компаниями, которые ранее были публичными и теперь частными, может оставить бедняков без обслуживания, потому что это не выгодно. Такое неудобство во многих случаях может быть исправлено посредством надлежащего регулирования до приватизации компаний, которые предоставляют основные услуги.
Отчуждение национального достояния. Негативная реакция на приобретение публичных компаний иностранным капиталом, связано с высокой долей вероятности что они могут принять участие в санкциях или иных действиях, инспирированных правительством страны происхождения. Однако многие предупреждают, что иностранные инвестиции необходимы для финансирования экономического роста, и что в конечном итоге для страны или региона важно не столько владение компаниями, сколько их вклад в национальное благосостояние.
Концентрация экономической власти. Если процесс приватизации будет плохо реализован, то в небольшом ядре крупных компаний может быть сосредоточена гигантская экономическая власть. Следовательно, процесс приватизации должен осуществляться с полной прозрачностью, чтобы уменьшить возможности коррупции, сговора и использования конфиденциальной информации, элементы, которые приносят привилегированную прибыль при продаже общественных благ.
Понижение производственного потенциала страны. Существует риск для производственного потенциала страны в результате неквалифицированного управления, если отрасли обороны, алюминиевый сектор, нефтехимическая промышленность и др. базовые отрасли хотя бы в существенной части передаются частному сектору ( в силу большой специфики подобных отраслей).
Краткосрочные риски
В краткосрочном периоде наиболее вероятными на современном этапе являются приватизационные риски:
- обострение геополитической и экономической ситуации в России в условиях санкций со стороны стран Запада;
- неоправданное расширение влияния иностранных инвесторов в ключевых отраслях промышленности;
- полная потеря управляемости российской экономики;
- угроза инновационному развитию;
- окончательное разрушение фундаментальной науки;
- перепрофилирование фундаментальных научных учреждений в гостиницы;
- низкие приватизационные доходы;
- ущемление интересов отечественных налогоплательщиков;
- присвоение общественного дивиденда группами специальных интересов.
Эти и другие риски усиливаются при наличии низкой инвестиционной активности, небольшой капитализации государственных предприятий, негодной конъюнктуры (особенно на мировом энергетическом рынке), запутанных и неоднозначных взаимоотношений державы и бизнеса, коррумпированности, а то и полной продажности государственных институтов, несовершенной судебной системы и неэффективного контроля за действиями чиновников.