Формирование плановой экономики СССР и ее особенности
Под плановой экономикой в общем следует понимать особый тип организации народного хозяйства, основанный на взаимодействии хозяйствующих субъектов в соответствии с единым планом или их согласованной системой.
Одним из наиболее ярких примеров использования плановой экономики в чистом виде выступает период советской истории России. Рассмотрим особенности становления и реализации экономики планового типа в СССР более подробно.
Как таковой единой общепринятой модели плановой экономики в Советском Союзе не существовало. Однако именно СССР стал одним из первых государств в мире, поступательно строящим плановую экономику. Принципы управления народным хозяйством развивались в зависимости от накопленного опыта и текущих задач.
В настоящее время принято выделять три основных этапа развития плановой экономики в советской истории нашей страны. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Этапы развития плановой экономики СССР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принято считать, что начало формированию экономики планового типа в Советском Союзе было положено в 1929 году, когда страна приступила в реализации первой пятилетки, представляющей собой план социально-экономического развития государства. Ее основной задачей выступала индустриализация страны. Как показала практика, первый пятилетний план был выполнен досрочно (за 51 месяц вместо 60). В результате уже к концу 1930-х гг. СССР занимал второе место в мире по темпам промышленного производства и уступал лишь США. При этом уровень жизни в стране был довольно низким.
Второй этап развития плановой экономики в Советском Союзе был обусловлен предыдущим опытом и быстро меняющей обстановкой на международной арене. На первый план стали выходить внутренние проблемы, связанные с;
- дефицитом инвестиционных ресурсов;
- недостаточно высокими темпами роста промышленности;
- стремительным ухудшением международной обстановки.
Для того чтобы ускорить темпы роста индустриализации и достичь промышленного паритета со странами Запада СССР пришлось мобилизовать все ресурсы страны. Новая экономическая политика, а вместе с ней и рыночные элементы были свернуты. Началась ускоренная коллективизация сельского хозяйства. Все ресурсы страны подлежали централизованному контролю и распределению. Основой регулирования потоков ресурсов и товаров стало детальное планирование. Если ранее имела место быть разработка долгосрочных и пятилетних планов, то, начиная с 1931 года, правительство стало составлять развернутые годовые планы, предполагающие поквартальное распределение заданий.
Справедливо говорить о том, что новая модель плановой экономики СССР смогла успешно справиться с форсированной индустриализацией, подготовить страну к войне, обеспечить разработку атомных и космических проектов, а также реализовать послевоенное восстановление экономики страны.
Третий этап развития плановой экономики в СССР связан с косыгинскими реформами, начало которым было положено в 1965 году. Реформы А.Н. Косыгина были направлены на совершенствование системы планирования и управления хозяйством, а также стимулирование экономического производства. Их целью выступало повышение гибкости экономической системы страны, предоставление большей самостоятельности предприятиям и избавление министерств от давления показателей и выполнения планов любой ценой.
Несмотря на то, что проведенные реформы так и не были доведены до конца, в целом их можно считать успешными. Благодаря им стране удалось выполнить восьмую пятилетку (1966-1970 гг.) и обеспечить ускорение темпов экономического роста. Тем не менее, уже в 1970-х гг. они не имели продуманного, системного характера. В результате они привели не к созданию следующей устойчивой формы существования экономики, а, напротив, способствовали ее полному разрушению. В результате перестройки была разработана комплексная программа реформ, приведшая не только к смене политического режима, но и обусловившая переход страны на путь развития экономики рыночного типа.
Особенности государственного планирования экономики в Советском Союзе
Основой всякой экономики планового типа является народнохозяйственное планирование. Не стала в этом вопросе исключением и плановая экономика Советского Союза. В общей сложности можно выделить шесть базовых характеристик государственных планов, используемых в экономике СССР. Рассмотрим их более подробно.
Прежде всего, следует отметить, что народное хозяйство в процессе планирования воспринималось государством в качестве единого целого. Фундаментом хозяйственной системы страны считались:
- по большей части - государственный сектор, охватывающий всю промышленность;
- частично – сельское хозяйство, основой которого выступали колхозы и кооперативы.
Во-вторых, всякий экономический план государства был нацелен на решение четко определенных народнохозяйственных задач. Так, например. в период с 1930-х по 1941 гг. такой целью выступало построение мощного индустриального государства (основное внимание при этом уделялось тяжелой промышленности).
В-третьих, базовым методом планирования выступало составление сводного баланса. Подобные балансы, содержащие в себе оценку производства и потребления. составлялись по национальной экономике в целом и по каждому сектору промышленности и сельского хозяйства в частности. Они составлялись в натуральном и стоимостном выражении. При этом всегда разрабатывалось два баланса - желательный и отчетный. Первый отражал желаемые результаты, которые могли быть достигнуты по окончании следующего планового периода, а второй фиксировал реально достигнутые показатели последнего периода.
Широкое распространение в плановой экономике СССР получили планы «пятилетки», которые составлялись сроком на пять лет. Впоследствии они всегда делились на более узкие временные рамки и подлежали последующему распределению между определенными хозяйственными ведомствами. В этом заключается четвертая и пятая особенности государственного планирования в СССР.
Наконец, в-шестых, неотъемлемой частью государственного плана выступал государственный бюджет СССР. Разрабатывался он одновременно с финансовым балансом и подлежал исполнению после того, как расчетные счета ведомств, курирующих предприятия, задействованные в плане, будет переслана заявленная сумма денег.