Инновационный цикл
Инновационный цикл – это модель, которая используется для анализа жизненного цикла нового блага.
Конкуренция является отличительной чертой рыночной экономики. Она стимулирует научно-технический прогресс, инновационную деятельность. Развитие собственных технологий и внедрение новаторских подходов в управлении остаются основой для создания долгосрочного конкурентного преимущества. Проблема заключается в том, что запуск инновационного продукта наталкивается на неопределенность, поэтому управлять им бывает сложно. Модель инновационного цикла была создана для того, чтобы облегчить задачу менеджеров.
Выделяют три основных этапа жизненного цикла инновационных продуктов:
- Этап разработки.
- Этап внедрения.
- Этап капитализации.
Этап разработки связан с созданием идеи нового продукта. Этот этап требует соотнесения имеющихся стимулов, новых идей и создания определенного функционала. То есть, сначала исследуются потребности рынка, выявляется неудовлетворенный спрос. Затем изобретатели выдвигают идеи о том, как закрыть эту потребность. В завершении идея проверяется на адекватность и возможность ее реализации в задачных условиях.
На этапе внедрения продукт получает дальнейшее развитие. Здесь происходит создание продукта, организуется его вывод на рынок. Завершающим этапом является этап капитализации. Здесь разрабатываются принципы управления продуктом, вырабатываются меры по получению максимального дохода в заданных условиях. В структуру последнего этапа входят процесс выполнения заказов, обеспечение обслуживания, использование продукта для получения коммерческой или иной предпринимательской выгоды.
Таким образом, инновационные продукты стали основной для усиления конкурентных преимуществ. Предприниматели сталкиваются со сложностями при создании и запуске инновационных продуктов, поэтому для облегчения их задачи и был разработан и исследован инновационный цикл.
Планирование инновационного цикла
Планирование стало неотъемлемой частью нормального функционирования любого субъекта экономики. Оно необходимо для того, чтобы проанализировать данные рынка, а также снизить неопределенность информации и потенциальные риски. Человеческие ресурсы являются одним из важных факторов инновационной деятельности, поэтому они учитываются в системе планирования в первую очередь.
Внутрифирменное планирование инновационной деятельности связано с созданием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Они определяют следующие направления деятельности:
- Стратегию фирмы.
- Тактику фирмы.
- Цели работы фирмы.
- Различные системообразующие факторы.
В процессе планирования принимаются решения о мисси и целях компании, описывается состояние внешней среды и ее влияние на будущее организации, прописывается бюджет, выбираются наиболее перспективные инновационные проекты. Так же на целевых рыночных сегментах исследуются ниши, способные принести доход. Далее определяются каналы сбыта и распределения будущей продукции, оговариваются способы проведения рекламной и маркетинговой кампании.
Инновационный цикл предполагает как краткосрочное, так и долгосрочное планирование. Первое затрагивает тактические и оперативные цели по внедрению продукта в производство и продажу. Долгосрочное планирование затрагивает стратегию сбыта и получения дохода от инновационного продукта. Оно ориентировано на реализацию потенциала компании в форме финансовых результатов.
Технологическая составляющая планирования включает в себя отбор идей, опытно-конструкторские разработки, опытное производство. Это ложится в основу обоснования инвестиций, прогнозов эффективности, калькуляции расходов, расчетов себестоимости, определения цены и возможной прибыли. Маркетинговая составляющая учитывает анализ рынка, дистрибьюцию и коммерциализацию.
Прогнозирование инновационного цикла
Современные условия отличаются динамичным изменением факторов. Поэтому прогнозирование инновационного цикла является важным компонентом его запуска. Оно позволяет увидеть будущее, разработать цели и выработать программу действий. Оно связывает теорию и практическую деятельность.
Система управления инновационными процессами предполагает решение следующих проблем:
- Определение целей.
- Выбор оптимальных путей развития и запуска.
- Определение действий, позволяющих обеспечить развитие в рамках прогноза.
- Оценка ресурсов, позволяющих обеспечить планируемые программой действия.
С помощью прогноза можно определить потенциальные пути развития. Существует достаточно много методов прогнозирования, но чаще всего применяются методы экстраполяции, экспертные методы прогнозирования, моделирование.
Метод экстраполяции направлен на исследование причин, повлиявших на изменение продукта в прошлом. По сути, это количественный метод прогноза. В практической деятельности могут использоваться методы балансовый, нормативный, аналитический и программно-целевой. Чаще всего, они используются одновременно. Анализ эффективнее всего проводить в рамках инновационного развития. При составлении моделей учитывается ряд факторов, которые могут повлиять на конечный результат и точность прогноза.
Прогнозирование инновационного цикла опирается на результаты инноватики (это наука о теоретических основах и технологии создания качественно новых продуктов), оно влияние на построение и реализацию непрерывного инновационного процесса, который охватывает все этапы реализации цикла.
Таким образом, прогнозирование и планирование остаются важными компонентами организации любого цикла в том числе инновационного. Они необходимы для сбора и анализа информации, выработки эффективных решений. Все это делается для того, чтобы снизить неопределенность среды, спрогнозировать риски. Работа с рисками и их профилактика повышают коммерческий результат экономической деятельности.